И вот что удивительно — нет, замечательно! — Татьяна Николаевна Полетаева очень хорошо, хоть и тихо, читает свои стихи. Курсив не случаен.
Этот вечер состоялся в Музее Серебряного века, попросту — в доме Брюсова, в начале октября 2019 года, знаменитого своими московскими процессами и несусветной осенней теплотой. Микрофон не работал, и хорошо, потому что слушателям пришлось притихнуть и не переговариваться, чтобы услышать негромкий голос поэта. Мне было проще, я сидел близко, а жил
Я тоже любила, зажмурив глаза,
Взлететь высоко над оградой,
И сверху увидеть весь сад ЦДСА
С прудами и летней эстрадой.
(«Качели»)
Пруды недавно закатали в бетон — нет, не целиком, а только берега, и из старинного, заросшего осокой и всяким кустарником пруда изготовили тупой регулярный водоём, но музыка этих её «Качелей» останется навсегда и обязательно
Стареющий мальчик в пыли барахла
Прочтёт на листках, что истлели,
О том, что я тоже
Любила тебя и качели.
Кого — тебя? Если говорить о реальности, то каждый знающий обстоятельства жизни (и смерти) решит, что это о покойном Александре Сопровском, поэте и отце их дочери Катерины, тоже поэта и исполнителя баллад матери. Это не обязательно, поэт может говорить вообще, «дух дышит, где хочет». Хотя в этом случае всё наверняка не случайно — слишком многое сделал поэт, философ и основатель группы «Московское время» для поэта и участника этой группы Татьяны Полетаевой. Но мы не о нём, о её стихах, хотя от перечисления участников этой действительно легендарной группы никуда не деться: Сопровский, Цветков, Полетаева, Гандлевский, Кенжеев и — не удивляйтесь, замглавного в «Нашем современнике» Александр Казинцев. Причём Бахыт Кенжеев приехал на этот вечер
В светлый день Рождества
Господа Иисуса
Вспомним нежные узы
Дружбы любви и родства:
…Владимир, Лаура, Бахыт.
(«Рождественская баллада»)
Это был не просто вечер, а презентация новой поэтической книги Татьяны Полетаевой «Белая тетрадь» со слегка изумлённой вороной на обложке и в середине книги (рисовала Екатерина Полетаева). Против ожидания, ни Татьяна, ни её дочь Екатерина в тот день не пели под гитару песни на стихи Татьяны, и
Ты стоишь, как они, на сквозной полосе,
И, пока ты меня не убил,
Этот город, такой непохожий на все,
Полюби, как меня полюбил.
Этот город, в котором за восемь веков
Даже если кого не убьют-
Значит, имя отнимут.
И город Кучков
По болоту Москвой назовут…
Баллада была написана в 1993 году, а звучит, как вчера. Но и вчера, и сегодня Татьяна Полетаева пишет так же прекрасно и просто, что очень сложно. Вот из последнего:
Есть мне к кому обратиться пока
Парою фраз или парою строчек.
Месяц назад я нашла среди прочих
Писем — обрывок черновика.
Это не важно, кому я писала
Ночью одной под покровом небес
Слезы роняла и губы кусала —
Я эти письма писала себе.
(«Жизнь деревенская, или Зеркало бытия!)
Конечно, это не совсем правда. Эти письма, баллады и стихи написаны нам, благодарным почитателям таланта поэта, и другим, не знакомым с её творчеством, а потому будущим читателям уже нескольких книг. Негромкий голос, не надрывная, но точная интонация, утончённые, а иногда и самые что ни на есть смелые глагольные рифмы — всё это вместе с обаянием высокой женственности создает поэту Полетаевой славу достойного наследника…кого? Не Ахматовой, конечно.
* * *
Не стану состязаться с Анной
В высокомерии — оно мне
Не нравится. И чем гордиться?
<…>
Ей есть чем гордиться. Татьяна Полетаева настолько самостоятельна, что почти никому и не наследует. Разве что русскому фольклору, хотя бы изредка? Иногда бывает и так, но мне кажется, что она скорее сама этот фольклор создаёт, и поверьте, мы ещё услышим русскую народную песню на стихи неизвестного поэта, которые прочтут в истрёпанном томике с оторванной обложкой и вороной на пятьдесят четвёртой странице.
Пётр Образцов
06.11.2019, 1780 просмотров.