Новогодние праздники продолжаются, и, чтобы было чем себя занять долгими сырыми январскими вечерами, мы предлагаем вам порцию зимнего каникулярного чтения.
Если вы помните, наш сайт в самый разгар осеннего сезона по техническим причинам не работал больше месяца. Авторы, которым мы очень благодарны, продолжали терпеливо слать свои статьи. Далеко не все из них мы успели опубликовать в прошедшем году. Начинаем выкладывать редакционные запасы в хронологическом порядке.
«Мой несносный ребенок бумажный»
«Улица ОГИ» в Москве – прекрасное место, чтобы жители Петербурга послушали стихи вологодского поэта. «Воймега» – отличное издательство, чтобы выпустить в нем первый сборник стихов, не вспоминая о самиздатовских дебютах. Суббота – оптимальный день для поэтического вечера. Смущало меня только время, четыре пополудни, но оказалось, что лирические женские стихи в небольшой и полностью знакомой компании в полумраке «Улицы ОГИ» лучше всего звучат именно в это время суток. В субботу, 29 сентября, прошла презентация нового сборника вологодской поэтессы Марии Марковой «Соломинка», вышедшего в серии «Автограф» издательства «Воймега».
Стихи Марковой (это известно было и по предыдущим сборникам) отличает естественная разговорная речь, изящество метафоры, тонкий лиризм, доверительная интонация, бесконечная нежность к миру, мягкий, как сквозь облака, свет. В трогательности желания, чтобы «время остановилось» и чтобы «детское прозвище вслух бы мое назвали / дали с собою бы сладостей мне в кульке» Маркова узнаваема. Во всем приятии жизни, доверии к ней есть уже знакомый детский удивленный взгляд: «Жизнь – бездарность, сводня, грамотейка – / я тебя, безделицу, люблю». Но сколь легка ни была бы эта мандельштамовская нота, сколь убедительно ни звенел бы в стихе блоковский щит, стихи, вошедшие в сборник, оставляют ощущение прощания с детством, с его сложностью, с его легкостью – и полное осознание его невозвратимости. Сборник этот, судя по всему, для автора рубежный – не зря мотив некой «черты», отделяющей детство от остальной жизни, в нем звучит и звучит: «Всех нас детство слегка опалило, / подменило, к черте подвело» ( «Говоришь, говоришь, и впустую…»), «О, этот возраст! Ты еще дошкольник, / тебя подводят к самой кромке леса, / потом толкают – и бегут назад» ( «Еще бы вышло
Сборник «Соломинка» получился тоненький, как и должно быть, если исходить из названия, и за сорок минут выступления был прочитан почти целиком. Если поэт относится к звуку бережно и чутко – «только неловкость без слов», «Твои сосны сияют на вырост, / нам на вырост, на вынос, на рай», «рукав из самого земного / полотна полынного, льняного / отпевает целый день игла», – то в результате зал и впрямь наполняет музыка. Вот такая:
…ты так звучала! – плакать, содрогнувшись,
бежать по травам, не угомонить
сердцебиенья страха, и удушья
впивается накинутая нить.
Или вот такая:
Горячий белый воздух
берется за смычок.
Но музыка – удушье,
один сплошной обман –
и дудочка пастушья,
и скрипка, и орган.
Потому неудивительно, что после собственно презентации, сразу вслед за поздравлениями, знакомствами и автографами, разговор среди присутствующих сам собой свернул на премию «Московский счет». Из девяти лет присуждения премии книги «Воймеги» получали ее пять раз. Вероятность того, что малая премия (за первую книгу или за книгу молодого автора) достанется «Соломинке», действительно, высока.
Елена Пестерева
05.01.2013, 5045 просмотров.