ДУЭТ ПОЭЗИИ И ЕДЫ
Все поэты любят фуршеты, это приятное дополнение к литературным мероприятиям. Но редко случается так, что именно еда оказывается в центре литературного действа. Тем интереснее оказался необычный литературный вечер, прошедший 23 марта в Зверевском центре современного искусства. Акция, в которой организаторы из Клуба литературного перформанса Света Литвак и Николай Байтов попытались совместить духовную пищу с обычной, называлась «Po-em». В названии, по словам Байтова и Литвак, имелась в виду игра слов: с английского слово «poem» — это «стихотворение», а если прочитать его по-русски, то получается глагол «поем». Каждый приглашенный поэт должен был читать свои стихи, в которых есть любое упоминание о еде, и во время прочтения выкладывать тот или иной воспеваемый продукт на стол.
В акции участвовали поэты и художники Николай Байтов, Владимир Герцик, Данила Давыдов, Александр Курбатов, Евгений Лесин, Света Литвак, Александр Макаров-Кротков, Павел Митюшев, Владимир Тучков, Юрий Угольников, Елена Донская, Алексей Сосна, Наталья Азарова и др.
Поэт и акционист Павел Митюшев в белоснежном поварском колпаке разделил свое выступление на несколько «перемен». Сначала накормил гостей холодными закусками: мелко порубленными строчками из стихотворения «Еда», обыгрывающего названия блюд и продуктов, например:
«Ждет нас котлета как кот лета».
«Обул очки: „О, булочки!“
„Лизы резки из-за вырезки“
“ Харчо? А Чо?»
«Прозрачна форель как акварель»
Затем Митюшев приготовил блюдо под загадочным, и поэтому притягательным названием «blanchot des hivernelles», которому его научил один повар в дальнем уголке Французских Альп. Это кушанье готовится по традициям луарской кухни и включает в себя такие непривычные для русского вкуса ингредиенты, как: перигорские трюфели и амазонская гуарана. Готовое блюдо состояло из нескольких слоев: первый – кусочек ананаса, второй — ломтик рябчика, сверху – мелко перетертые трюфели, а как гарнир были использованы японские игольчатые грибы ено-итаке.
«Blanchot des hivernelles» готовилось параллельно поэтическим выступлениям других авторов, первым из которых стал Алексей Сосна, помимо своих стихов угостивший гостей вечера превосходной рыбной солянкой собственного приготовления, сваренной на костре прямо во дворике Зверевского центра.
Далее выступила Света Литвак. По мере того, как она называла тот или иной продукт, Николай Байтов выкладывал на стол то банку консервов, то кусок свинины, обрамленный дольками апельсина, а Литвак, потешно иллюстрируя собственный текст, прикрепляла их к фигуре картонной бабы, висевшей на стене.
Наталья Азарова удивила собравшихся полноценным обедом, в который входили мидии, салат с морепродуктами, какой-то чудо-пюре-суп, изысканное мясо и еще шоколадный пирог. Свое выступление она иллюстрировала книжкой с рисунками Бориса Констриктора и слайд-шоу. В итоге в разгоревшейся борьбе за право первыми продегустировать роскошные блюда Азаровой победили Данила Давыдов и Данил Файзов и
Программу вечера продолжил Юрий Угольников со стихами, блинами и вареньем. Владимир Герцик, прочел хокку, одновременно доставая из всех карманов булочки, колбасу, напиток (only) для взрослых и специи. Александр Курбатов озвучил написанную им историю, как варить кашу на мороженом, которую и принес для пробы, (в начале 90-х сахар и молоко, как и другие продукты, в магазинах часто пропадали, а мороженое было всегда), и продекламировал стихотворения, написанные совместно с десятилетней дочерью. Евгений Лесин выступил с ярким экспромтом, выложив на общий стол вместо стихотворных груш, бутылку дюшеса и водку. Владимир Тучков признался, что в его стихотворениях нет упоминаний о еде, есть только розы, но принести «кг лепестков» чудесного цветка было не под силу поэту ввиду дороговизны сего, поэтому он прочитал текст про «турецкое сало», оказавшееся в итоге рахат-лукумом, который и был выложен на стол поэтических подношений.
Александр Макаров-Кротков принес пакетик чая, апельсин и лимон; Михаил Вяткин в нарушение правил акции не коснулся заданной темы, так как писать о еде в стихах считает неправильным и греховным. Николай Байтов огласил отрывок из журнала «Аполлон», увиденного в Музее Серебряного века: «Искусство и действительность в сравнении с пищей…». Юрий Юрченко почему-то ничего не смог принести, но Данил Файзов в качестве реабилитирующего аргумента публично засвидетельствовал высокое качество однажды приготовленного Юрием плова. Данила Давыдов также ничего не принес из-за того, что в его стихах нет ни единого упоминания о еде, захватить же бутылочку какой-нибудь «Зеленой марки», по его словам, не догадался. Елена Донская прочитала стихи, которые сочинила по пути на мероприятие, и принесла она с собой один большой огурец. В заключение вечера Алексей Сосна прочитал новое стихотворение, написанное им накануне, по его словам, «пока недоделанное», и посвящено оно было японской кухне.
После того как все продукты были предъявлены и стихотворения прочитаны, а гости окончательно проголодались, перешли к неформальному общению и пробе разных яств, щедро собранных на поэтическом пире.
Елизавета Стрельцова
Po-em, Байтов, Литвак, Зверевский центр современного искусства
03.05.2013, 6322 просмотра.