Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация журнала "Воздух" №1-2/2013 в Музее Серебряного века

Несмотря на приятную насыщенность московской литературной жизни, не так часто в ней происходит то, что именуется «коперниканским переворотом». Именно эти слова произнес Дмитрий Кузьмин жарким вечером 20 июня в Музее Серебряного века (Дом В. Я. Брюсова), представляя 24-й номер журнала «Воздух» и имея в виду задействование в нем Данилы Давыдова в ипостаси поэта, а не литературоведа и критика. Стоящий у истоков критико-библиографического отдела журнала, на этот раз Давыдов был героем номера, удостоившись большой подборки стихов, 14-ти полосного культурологического «объяснения в любви» Вадима Калинина, в ходе которого был произведен обзор чуть ли не истории жизни на Земле, интервью, проведенного Линор Горалик, и отзывов 12-ти сотоварищей по литературному цеху.

Со всей искренностью присоединившись к дружно вынесенной всеми высокой оценке «аккумулятивной и интеграционной деятельности в культурном поле» (цитата из отзыва Сергея Сдобнова) Данилы Давыдова во всех его ипостасях, добавлю, что весьма символично смотрится совпадение чествования его в номере журнала «Воздух» с презентацией этого журнала в стенах такого учреждения как Дом Брюсова. Ибо Давыдов – не только признанный «мэтр не самого плохого литературного сообщества» (цитата из отзыва Наталии Черных), сложившегося в бурные 90-е, но и один из самых активных деятелей на ниве утверждения этого сообщества внутри литературного пространства, начиная еще со времен альманаха «Вавилон», наследником которого является журнал «Воздух». Показательно, что анализируя свою многолетнюю культуртрегерскую деятельность в разговоре с Линор Горалик, приведенном в ее недавно вышедшей книге  «Частные лица», Дмитрий Кузьмин говорит о «созидательной активности» именно Данилы Давыдова, имея в виду его соучастие в этой деятельности.

Много воды утекло с февраля 1989 года – времени выхода первого, еще машинописного номера «Вавилона», и вот, открывая презентацию 24-го номера «Воздуха» в июне 2013, директор Музея «Дом В. Я. Брюсова» Михаил Шапошников говорит, что наконец-то «современная поэзия» «вошла в стены Музея», поскольку «где же еще ей быть». А затем ведущий мероприятие Дмитрий Кузьмин говорит о «символичности» происходящего, поскольку «ставка на обновление» в совокупности с «реструктурированием генеральной карты русской поэзии», характерная для представляемого им литературного сообщества, была характерна в свое время и для Брюсова, под портрет которого он удалялся на время выступления авторов журнала.

Состав выступающих и характер их выступлений подробно описаны на сайте «Новая литературная карта России»: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/news/2013-06-20briusov/. Хотелось бы только добавить, что эскападу Дмитрия Самсанкова, отказавшегося читать свои стихи, но вышедшего к публике и вступившего в эмоциональный диалог с Кузьминым, настоятельно отказываясь от звания литератора, вполне можно трактовать как перформанс, вызвавший живой отклик битком набитого зала. Тем не менее, не вызывают возражения слова Кузьмина, что в презентуемом номере «нет ничего особенного». Думается, однако, что учитывая все обстоятельства, выражение «коперниканский переворот» можно распространить на всю презентацию.

И дело тут не только в обретении площадки в Доме В. Я. Брюсова, хотя и в этом тоже. На протяжении всей своей культуртрегерской деятельности Дмитрий Кузьмин говорит, повторимся, о «ставке на обновление» и «реструктурировании генеральной карты русской поэзии», подтверждая эти слова реальными проектами, по его выражению из вышеупомянутого разговора с Горалик, «двигающимися» «по восходящей» и «неуклонно становящимися надпоколенческими, общими для всех». Но понятно, что одно дело – середина 90-х, и совсем другое – наше время, от которого 90-е скрыты уже не одним горизонтом перемен. Безусловно, тексты «Воздуха» отражают поиск того нового, что появляется сегодня в литературном пространстве – при сохранении тенденции как можно большего охвата этого пространства. Разве что возникает ощущение понижения градуса накала этого нового. Что же касается реструктурирования, то, похоже, пока приходится говорить только об определении направления изменения структуры, об элементах и перепадах эстетического ландшафта.

В целом же, все идет своим чередом. Разброс годов рождения авторов текущего номера журнала – от 1946-го до 1992-го, география их обитания – от Москвы до Красноярска, Улан-Удэ, Бостона… и прочая и прочая. Зал на презентации номера битком набит и остро реагирует на происходящее, которое фиксируют одновременно аж четыре фотографа. И как всегда весьма познавателен, на мой взгляд, один из лучших разделов журнала – «Вентилятор (опросы)», в этом номере посвященный проблеме обсценной лексике. Остается только привести заключительные слова Дмитрия Кузьмина: «Так вот с шутками и прибаутками наша матушка новейшая поэзия и происходит».

 

Людмила Вязмитинова

"Воздух"Дмитрий КузьминДанила ДавыдовМузей Серебряного века 

02.07.2013, 5569 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru