Совместный литературный сезон проекта «Культурная Инициатива» и Государственного литературного музея открылся 5 сентября в Доме Брюсова презентацией новой книги стихов Андрея Василевского. В «Трофейное оружие» вошли стихи из трех ранее вышедших книг – «Все равно» (2009 г), «Еще стихи» (2010 г), «Плохая физика» (2011 г), а также неопубликованные тексты за 2006-2013 гг. В отличие от прежних книг «Трофейное оружие» имеет послесловие, написанное Марией Галиной, которая охарактеризовала поэзию Василевского как «депрессивный реализм». Тем не менее, взяв слово на вечере, Галина отметила, что стихи Василевского не лишены романтики и возвышенности.
И правда, поэзия Василевского ассоциируется с серым асфальтом, сквозь который кое-где пробиваются зеленые травинки. Даже дождливая прохладная погода была в тон вечера. Собравшаяся публика, среди которой было много молодежи, очень живо реагировала на чтение автора. Потому что эти стихи очень живые, иногда даже – дневниковые. Отчаянно правдивые и лишенные всяческих иллюзий по отношению к этому миру ( «пускай нам будет зер гут/за то что мы жили тут»). Темы, раскрытые в стихах, порой очень интимные, те, что обсуждаются только между близкими друзьями или вообще только внутри себя ( «хочется ласкать а не кончать/ и железо больше не качать»). Этому соответствовала и обстановка, музейные экспонаты – письма поэтов Серебряного века друг другу. Честность и прямота, с которой поэт смотрит на реальность и на самого себя у кого-то вызывает симпатию, а кого-то отталкивает ( «я понял себя в эти дни/грызя подмосковный сухарь/воронам и крысам сродни/всеядная умная тварь»).
Выступивший на вечере издатель Александр Переверзин сравнил поэзию Андрея Василевского с полотнами Магритта. Она завораживает, не оставляя равнодушными никого. Сдержанность и лаконизм автора отражается и на манере чтения: монотонной, спокойной, которая притягивает. В стихах Василевского живут кошки, хорьки, белки, доктор Хаус, Холмс, Пуаро, многие другие известные герои, при этом совершенно органично соседствуя друг с другом. Даже ирония Василевского всегда с горечью и о том, что жизнь, к сожалению, не бесконечна. Он спокойно говорит о смерти, как об обычном завершении физиологического процесса. А что там будет дальше – не знает никто ( «здравствуй боже мой/мы идем домой/воздух раздвигая/бесов отгоняя»).
Анна Цветкова
Открытие сезона, Музей Серебряного века, Воймега, Андрей Василевский
24.09.2013, 6440 просмотров.