Сейчас, когда уже наступил 2014 год, пришло время, в лучших традициях провинциальной журналистики вспомнить, что я забыла написать об итоговом вечере издательства «Воймега», хотя Данил Файзов просил об этом сразу – 22 декабря 2013. В традициях оной же журналистики – лучше поздно, чем никогда. Поэтому постараюсь ничего не перепутать.
Итак, будет правильно назвать вечер авторов «Воймеги» 2013 года итоговым не только потому, что Александр Переверзин представлял книги, изданные в тринадцатом, но и потому, что встреча собрала немалое число друзей издательства, поэтов, уже издавшихся или вожделенно этого желающих, авторов московских и не очень, а также, например, меня, приехавшую за компанию – послушать своих любимых (поэтов).
«Двадцать тринадцать» открывали Ната Сучкова, Олег Дозморов и Лета Югай. Их книги были изданы ранее, но, пожалуй, в контексте «воймеговской» поэзии тринадцатого года следовало услышать голос еще не изданных книг. Стихи из цикла «Записки странствующего фольклориста» Леты Югай, последнее от Наты Сучковой, намекнувшей на свою готовность к третьей книге, и также новые стихи Олега Дозморова. За цикл «Записки странствующего фольклориста» Л. Югай, например, получила премию «Дебют». А вот новые стихи Наты Сучковой, с одной стороны, продолжают «Деревенскую прозу» 2012 года, с другой же, проникнуты иным духом. «Духи второгодников» (так планирует назвать будущую книгу автор) действительно зародились внутри «Деревенской прозы», однако, несмотря на это, нельзя считать будущих «духов» абсолютным продолжением «прозы», скорее логически следующей ступенью – ступенью в будущее.
Среди изданий собственно 2013 года стихи из книги «Побег» прочитал удивительно проникновенный Всеволод Константинов. «Но много нужно внутреннего жара, чтоб передать хоть горсточку тепла…» – это именно то, что есть у Севы. И Галина Климова – «Все евреи как евреи, а наш?». Хоть меня и пугает еврейская тематика, здесь я услышала то, что шире – боль за семью, род, заложенную в каждом. Книга «В своем роде» – об этом, о том, что ноет и прорастает в наших воспоминаниях.
И еще больше стихов от Ольги Сульчинской ( «Волчок»), Лилии Газизовой ( «Люди февраля»), Константина Кравцова ( «К северу от скифов»), Александра Правикова ( «Внутри картины»). Павла Лукьянова я запомнила по футболке с надписью «Бред брат» – по названию книги. Прочитанных стихов не хватило, чтобы понять, что к чему, а название теперь прочно в моей голове. Надо взять на заметку этот ход. Еще Павел в кулуарах рассказал, что работал (или работает?) на адронном коллайдере…
Здесь хочется придумать красивое сравнение с этой штукой, но скажу все же следующее, подводя итог. Несмотря на то, что авторы «Воймеги» живут в разных городах России и за ее пределами, плотность жизни в этом издательстве очень даже велика, это в очередной раз подтвердил вечер в Музее «Серебряного века» (Доме В. Я. Брюсова). Кроме того, становится очевидным присутствие подводных течений в «Воймеге». Так, например, из книг прошлых лет складывается «Трофейное оружие» Андрея Василевского, послесловие книги Александра Правикова пишет Ната Сучкова. А это уже свидетельства глубины, масштаба и, если хотите, крепости сцепления.
Мария Суворова
Воймега, Музей Серебряного века
17.01.2014, 5407 просмотров.