Музей Серебряного века (Дом В. Я. Брюсова) после закрытия Билингвы и Улицы ОГИ уже привычно вошел в роль маяка поэтических презентаций. 4 февраля настал черед книги Виталия Пуханова «Школа милосердия», показанной автором в Нижнем Новгороде и в Петербурге, Москва как бы завершила цикл премьер. Пуханов редко читает самого себя в крупных масштабах на публике, последний раз, по его же собственным словам, это было не менее пяти лет назад, книжки же не выходило после 2003 года.
Презентация, организованная «Культурной Инициативой“, прошла в деловом ритме (часовое чтение не завершилось дежурным фуршетом – поэт специально подчеркнул, что желал бы поломать традицию, не смешивая водку со стихами).
Тем не менее, Пуханов чрезвычайно узнаваем, и сам для себя, невзирая на внешнее расширение поэтики, остается вполне традиционным. Расширение коснулось упора на верлибры – в книге их чуть менее двух третей. Традицию же виртуоза парадоксов и смещения привычных акцентов, которые в нарративе чтения на слух уловить порой нельзя, вернее, они улавливаются уже постфактум, Пуханов соблюдает, хотя всякий раз это и кажется неожиданным.
Пухановские верлибры балансируют между концептуализмом, говоря условно, Рубинштейна и прозой, сжатой в монолог всегда идущего с
Меж массивами верлибров чисто рифмованные стихи возвращают к автору, который и в дебюте был скор на программные заявления типа «все выбрали свободу/никто не выбрал смерть», «убей меня, но будь ко мне добра», или как было сказано им в одной из передач середины 90-х на «Радио Свобода»: «Мы наконец-то остались одни на голой земле». Линии этих максим прослеживаются и в названной книге под разными углами и намекают на некую воинскую внутреннюю дисциплину с единственной разницей – теперь Пуханов активно адаптирует в свою пользу веянье интонаций от Данилы Давыдова до Николая Глазкова и Агнии Барто, нигде не давая усомниться в собственном «копирайте».
Кирилл Корчагин, предваряя чтение, практически повторил тезисы своего же послесловия к «Школе милосердия» о «беспрецедентной полноте» и «безжалостной отчетливости». Однако в этом антиромантизме Пуханова бьется особый травмированный романтизм, нашедший некую амбивалентную нишу с незамкнутыми границами, где можно в «детский сад ходить до сорока», уже имея опыт любви и боли на самом дне жизни.
Александр Самарцев
Презентация, НЛО, Пуханов, Музей Серебряного века
20.02.2014, 4884 просмотра.