30 мая Музей Серебряного века стал местом подведения промежуточных итогов более чем 40 лет литературной деятельности Ремонта Тимофеевича Приборова. Как говорится, лучше поздно, чем никогда – все поэты, с которыми автор сдружился еще в 70-е годы, и Сергей Гандлевский, и Алексей Цветков, и Тимур Кибиров, и «открывший» талант Приборова и всегда добродушно покровительствовавший ему Бахыт Кенжеев уже издали по нескольку книг, получили разнообразные премии и читательское признание, а скромность Ремонта Тимофеевича только сейчас позволила ему издать первую книгу.
В предварившем чтение стихов выступлении главный редактор издательства «ОГИ» Максим Амелин сказал, что книга лежала в издательстве уже давно, но выходу ее мешали разнообразные обстоятельства, что, впрочем, позволило ей тем временем заметно увеличиться в объеме, так что все к лучшему.
К сожалению, Ремонт Тимофеевич не вполне здоров и не смог присутствовать лично, потому читал и комментировал стихи и, по возможности, отвечал на вопросы слушателей давний друг автора Бахыт Кенжеев. Его голос, уместное и умеренное интонирование, очень хорошее знание текстов Ремонта Приборова и, несомненно, симпатия к ним, помогли представить стихи отсутствующего автора максимально выгодным образом.
Основу книги, как, собственно, и следует из названия, составили гражданские стихи. Тут надо отметить, что Ремонт Приборов всегда придерживался, условно говоря, патриотических взглядов. К тому же, он не раз «колебался с линией партии». Казалось бы, такая позиция должна была бы разделить его и с друзьями-поэтами (это грустно, но, как говорил д'Артаньян кардиналу Ришелье, «все мои друзья находятся среди мушкетеров… а враги, по какой-то непонятной роковой случайности, служат вашему высокопреосвященству»), и, вероятно, с большей частью аудитории. Однако стихи были приняты очень доброжелательно, а Бахыт Кенжеев лишь однажды счел нужным подчеркнуть свое несогласие с автором, – когда в прочитанном им стихотворении прозвучал призыв кого-то расстрелять.
Причина такого, казалось бы, нелогичного принятия аудиторией и коллегами творчества Приборова – очевидная искренность автора (циника бы не простили). Окрошка в его голове не раздражает, а вызывает сочувствие. Приборов какой-то свой, уютный. Даже его трагическая «Экономическая баллада о молодом аудиторе» ухитряется не пахнуть кровью, холодом и сталью, как вроде бы чрезвычайно близкий емелинский цикл «Смерти героев», а делает акцент на хорошем поступке хорошего человека.
Но гражданственность отнюдь не исчерпывает творчество Приборова. Очевидно было, что Бахыту Кенжееву особенно симпатичен цикл «Литературные встречи» – может быть, потому, что из соображений чрезмерной застенчивости Ремонт Приборов попросил разрешения написать эти стихи от его имени. Цикл, действительно, интересен, ибо с необычного ракурса рассказывает о встречах с известными ныне поэтами: Гандлевским, Кибировым, Чухонцевым, Кушнером, Кублановским и другими. Благодарная память Приборова, например, бережно сохранила драгоценный совет, полученный в свое время в армии от Цветкова:
И сказал мне Алеша: «На ядерный гриб,
чтобы шея солдата не взмокла,
никогда, простодушный чучмек, не смотри,
даже сквозь затемненные стекла!»
Очень любопытен и цикл «Наставления другу Пете о качестве поэзии современной и классической». Вот, например, фрагменты из него:
Удрученного, бедного, сирого
утешает поэзия. В ней
есть, в отличье от виршей Кибирова,
миллион благотворных вещей…
…Кто на русскую музу покусится,
от души заявлю ему так:
тяга к Бродскому – признак безвкусицы
и мещанства позорного знак!..
Не избежал Приборов и любовной темы. Возможно,
В заключение можно выразить надежду, что зримые ныне перемены в политической жизни Отечества послужат таким же плодотворным источником для поэтического творчества Ремонта Приборова, каким 20 с лишним лет назад послужило падение коммунистического режима. Остается пожелать Ремонту Тимофеевичу набираться здоровья, а Бахыту Кенжееву – понастойчивее подталкивать друга к новым литературным свершениям.
Из грустного: начиная чтение, вечно шутливый и ироничный Бахыт Кенжеев безо всякой иронии назвал аудиторию молодой, хотя в зале едва ли набралось 5 человек моложе 30 лет.
Дмитрий Воевода
Ремонт Тимофеевич Приборов, уникальное явление и без того уникальной русской поэзии, осчастливил, наконец, верных своих поклонников томом собственных стихотворений под названием «Гражданская лирика и другие сочинения». Как явствует из издания, писать стихи господин Приборов (тогда еще под полной фамилией Бытовых-Приборов) начал в далеком 1969-м году, и то, что подержать в руках сборник замечательных произведений автора-самородка его почитатели смогли лишь тридцатого мая года две тысячи четырнадцатого, свидетельствует о невероятной скромности их автора. Следует также отметить, что и на эту встречу с поклонниками своего таланта поэт не явился по болезни, и вместо него стихи из сборника зачитывал некий Бахыт К., которого Ремонт Тимофеевич, судя по всему, подробно проинструктировал перед выступлением. И хотя поклонники и почитатели мечтали, что перед ними выступит сам Ремонт Тимофеевич, в спецовке, с разводным ключом и дипломом по специальности «инженер-ассенизатор», Бахыт К., близкий друг и вдохновитель поэта, представил Ремонта Тимофеевича подлинным живым классиком, и вечер удался.
Тематика стихотворений Ремонта Тимофеевича разнообразна. В книге наряду с гражданской лирикой присутствует любовная поэзия, размышляет автор и о современной литературе, в частности, о своих современниках-поэтах: Т. Кибирове, С. Гандлевском и других. Следует отметить, что, несмотря на отсутствие специального образования, Ремонт Приборов подмечает недостатки в произведениях своих собратьев по перу и справедливо их критикует ( «Наставление другу Пете о качестве поэзии современной и классической»). Читаешь эти стихи и поражаешься, насколько тонко человек из народа, ценящий простоту и искренность, способен прочувствовать приторную фальшь, которой буквально переполнены вирши многих из тех, кем так активно зачитываются все эти «кончавшие академии», и которые спали и видели, как бы, оболгав родную свою державу, сбежать подальше. Ремонт Приборов и сам прошел испытание либеральными идеями – об этом говорят его стихи, написанные в 1990-е годы. Тем не менее, как всякий истинный русский поэт, живущий не по лжи, Приборов вскоре отошел от зловредных доктрин и возвратился в лоно подлинного патриотизма. Его творчество 2000 – 2013 годов проникнуто любовью к родине и тревогой за нынешнее ее положение в мире. В книге можно найти исполненные высокого пафоса стихи на утверждение (а затем и на избрание) В. В. Путина Президентом России, на переезд в нашу страну народного артиста Французской Республики Жерара Депардье, не захотевшего мириться с произволом местных налоговых служб. Не обошел поэт своим вниманием и принятие закона о запрете иностранцам усыновлять наших детей. В гражданских стихах Ремонта Приборова – боль, но и гордость за Россию.
Нет, вы не найдете в сочинениях Ремонта Приборова квасного патриотизма. Не найдете и слепого подражания и незрелого поклонения мастерам (мастерам ли?). Поэт вместе со своим достойным другом, который не пожалел времени и приехал из Нью-Йорка (!), чтобы поддержать его и надлежащим образом представить публике, стали настоящим открытием для тех, кто только приступает к изучению нашей современной литературы, а для своих давних почитателей – глотком свежего воздуха среди набивших оскомину псевдопоэтических экспериментов.
Евгения Ярмыш
Музей Серебряного века, Презентация, Ремонт Приборов, Бахыт Кенжеев
15.06.2014, 7769 просмотров.