Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Подборка-2013: летняя запись»

Подборка 2013 года – лучшие стихи по версии «Культурной Инициативы», прочитанная Файзовым и Цветковым в ЦДХ на книжном фестивале 13 июня, оказалась довольно удачно, на мой взгляд, сбалансированной сразу по двум осям: серьезное – игровое и написанное известными авторами – написанное авторами не столь широко в Москве известными.

В целом из этой подборки видно, что наша поэзия действительно не переживала в 2013 году особо пронзительного расцвета, как и было заявлено составителями во вступлении. Будем надеяться, однако, что многие стихи 2013 года еще догонят нас в будущем и окажутся весьма прекрасны и огромны. Как, например, написанное в самом конце года и последнее, увы, стихотворение Григория Дашевского «Благодарю вас, ширококрылые орлы», по моему скромному мнению, невероятно мощное.

Тем не менее, в подборке есть совершенно замечательные стихи, достойные всей наследной славы русской поэзии. Таково, на мой взгляд, стихотворение Линор Горалик.


Нет мы свою не лапали а ваша-то сама

а ваша хоть с солдатами по триста и вперед

а наша и не курит-то и жирного не ест

и нежная и нежная и нежная поди.


Нет наша не накрашена подкрашена слегка

ничуть не приукрашена а лишь оттенена

а ваша-то поваплена и подлицована

и все на ней написано и видимо про вас.


Нет наша не заявится и не завалится

она сперва к родителям как полагается

а вашей полагается вломиться засветло

и визганье и дрыганье и мама бедная.


Так вот никто не верит вам скабрезные скоты

что наша вашей «здравствуйте» какое там взасос.

То ваша смерть бросается на всякий грязный сброд,

а наша смерть — красавица и целку бережет.


Возможно, кому-то покажется, что его композиция чересчур драматически закруглена: нам долго не говорят, о чем речь, а потом – бах! – вот она, развязка, весьма впечатляющая. Это могло бы показаться слишком гладким и простым ходом, но штука в том, что стихотворение выдерживает такую, условно говоря, драматическую игру, остается глубоким и серьезным, а значит, преодолевает само себя – это ли не победа?

Конечно, нельзя не сказать и про стихотворение Дмитрия Веденяпина об устройстве рая.


Все-таки очень трудно

представить себе рай.

Хотя,

если постараться,

то можно.


Для начала

надо вообразить

абсолютно прекрасное самочувствие,

какое

последний раз

было у тебя, наверное, лет в шесть.

Нет! Еще лучше.

Потом — родные.

Все живы-здоровы.

Сказано, что в Царствии Небесном

не женятся и не выходят замуж —

слава Богу! —

но про еду ничего не сказано.

Поэтому вполне можно представить,

что бабушка

стоит у райской плиты

(кстати, не так уж сильно отличающейся

от двухкомфорочной электроплитки,

которая была у нас в Александровке),

помешивая что-то райское

в райской кастрюльке.

Баба Нюра ушла в райский магазин.

Папа собирается на райскую работу.


<…>


Здесь замечателен сам замах, сам подход к снаряду, и хотя вещи говорятся всё вроде бы довольно очевидные, но говорятся убедительно, этому веришь, так что остается толькопоблагодарить автора за смелость и открытость. Ближе к финалу поэт переходит от описания к рассуждению – и тут он тоже говорит точные вещи, например, про г л а в н о е прошлое как часть будущего, пока невидимого:


Былое сбудется опять,

по-видимому,

вернее,

невидимому,

означает следующее:

главное прошлое —

единственное,

что тут

точно есть —

станет частью того,

чего тут нет

и не может быть,

а именно

будущего

настоящем смысле этого слова),

или —

sub specie aeternitatis —

настоящего

будущем смысле),

которое —

представляй-не представляй —

другое, другое, другое…



Правда, на мой взгляд, в самый последний момент все же тема оказывается сильнее автора, поскольку «другое, другое, другое», у Набокова справляющееся со своей задачей, здесь с ней не справляется, оказывается способом сказать важную вещь как бы просто словами. Так не это ведь ценно, мы ждем не слов, а поэзии, а здесь органичности вступления этого заемного голоса не удалось достичь.

Прекрасны и стихи Марцелиюса Мартинайтиса, тоже, увы, ушедшего от нас автора, в переводах Георгия Ефремова. Меня особенно порадовало стихотворение «Нашла у дороги Онуле // красную нитку» (прочитала дочь Юрия Цветкова Оля). Собственно, и другие стихи Мартинайтиса, попавшие в эту подборку, замечательны и глубоки, они как будто деревья: неспешные, основательные, шелестящим голосом краткоживущей листвы рассказывают подземные и небесные тайны. 

Стихотворение Василия Бородина «вол в Валахии вольней…» тоже показалось мне, при всей необычности, прямым разговором о бытии, что, конечно, и есть одна из главных задач поэзии. 

Невозможно рассказать обо всех достойных моей точки зрения, разумеется) стихах подборки. Их, во-первых, очень много, подборка кажется мне весьма удачной (лучшей, чем, не сочтите за критику, была в прошлом году). Во-вторых, это было бы невежливо по отношению к остальным авторам, которые некоторым образом попали бы тогда во второй сорт.

Но я упомянул вначале другой полюс, игровые, в самом широком смысле, прошу не обижаться на это условное название, стихи, и поэтому теперь несколько слов о них. Кстати, их правильно было бы, наверное, назвать радующими. Поэт дарит читателю волшебную игрушку радости, вот в каком смысле игровые. Запомнился Михаил Чевега, его «случай на ярославке», и «100 евро», и «красотки» – именно радостные пьески, подарки. 

 Ну и, конечно, Герман Лукомников:

Все кричали  «Распни Его!», 

А я всего лишь  «Раз пни Его… 

 

– как всегда, замечателен.

Что ж, много прекрасных текстов, при полном осознании сугубой частичности и частности этого выбора – это и не такой уж упадок поэзии. Ждем новых стихов, новых открытий…

 

 

Алексей Родионов


ПодборкаЦДХ 

03.07.2014, 4421 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru