3 июля 2014 года в Зверевском центре современного искусства прошёл вечер «Литинститут. Летняя сессия», посвящённый феномену под названием «Литературный институт им. Горького», где выступали многочисленные выпускники и студенты этого учебного заведения.
Со стен на зрителей и участников смотрели замечательные картины Виктора Ореханова ( «вот что я называю примитивизмом в самом лучшем смысле этого слова», – говорил приватно один из участников вечера, специалист по вопросам примитива Данила Давыдов), а декорацией выступавшим служили живописные слоны, созданные художником из мусора (выставка Ореханова называется «Слоны. Левое полушарие – Правое полушарие»).
В очередной раз поражает масштаб деятельности «Культурной инициативы», устраивающей подобное мероприятие уже в 10-й (!) раз.
В начале вечера Юрий Цветков по традиции озвучил спонтанный список известных литераторов,
Первому слово было предоставлено поэту Алексею Сосне, директору Зверевского центра, также учившемуся в Лите. Он вспомнил студенческие дни и привел такое соображение о необходимости Литинститута: нужен для того, чтобы найти людей, близких по духу. Были прочитаны стихотворение «Красный террор» и интересные трёхстишия, организованные по классическому принципу японских хокку «5-7-5», например, такое:
вознесенский мне
пятитомник подарил
не прочту уже
Следом Евгений Лесин, а затем Анна Аркатова прочли по несколько своих стихов, продемонстрировав публике своеобразный контраст мироощущений.
Прозаик, историк литературы и действующий преподаватель Литинститута Сергей Фёдорович Дмитренко сказал о том, что Литинститут – место абсолютно мистическое и в то же время совершенно необходимое, напомнил фразу Пастернака о Литинституте: «Гениальная ошибка Горького», – его не должно быть никогда, но он «есть и будет всегда, несмотря ни на что».
Молодой поэт Ростислав Амелин призвал не сакрализировать феномен Литинститута (демонизация – негативная сакрализация), а отнестись к нему как к месту, где человек творческий, не способный к жёсткой дисциплине, может получить высшее образование и, опять же, найти близких по духу людей.
Данила Давыдов сказал о своём двойственном отношении к Литинституту, одновременно подчеркнув, что в то время, когда там пришлось учиться ему, «это было далеко не самое худшее гуманитарное образование в Москве, а может быть – одно из лучших, учитывая целый ряд преподавателей». Были прочитаны три стихотворения.
Леонид Кочетков, которого Юрий Цветков представил как своего «сокамерника» (следует предположить, что они жили в одной комнате общежития) напомнил публике, что сейчас проходит чемпионат мира и прочёл стихи о футболе.
Дмитрий Гасин, представленный уже как «сокамерник» Данилы Файзова, обратил внимание на то, что у выпускников Литинститута в дипломе записана уникальная фраза: «литературный работник», затем прочитал стихи.
Марианна Власова вспомнила некоторые эпизоды времен учёбы в Литинституте, в частности, уроки старославянского (в особенности букву «ер»), а также руководителя семинара, рекомендовавшего ей воспитывать детей и варить борщи… Заветы педагога оказались выполнены на 100%:
Евгения Коробкова рассказала, что закончила Литинститут неделю назад благодаря Фейсбуку (аплодисменты): сначала сдала на «два», но, получив по Фейсбуку помощь, пересдала уже на «четыре», – и прочитала несколько стихотворений, в т.ч. «фейсбучное»:
ЖАЛОБА
У одной женщины муж
Никогда не принимал душ.
От него разило конём,
Но бюджет держался на нём.
Комментарий читателя:
И эта женщина была не одна, –
На таких держалась страна.
Более радикально уже звучавшую мысль о свободном духе Литинститута выразил Пётр Черников: «Литинститут – очень странное место: пьёшь-пьёшь, а потом у тебя высшее образование», – и озвучил несколько своих стихотворений.
Галина Рымбу, ныне учащаяся Лита (и уже достаточно известный автор) привела с собой (или же – высадила на площадку) десант молодых поэтов, которые, по словам Галины, «активно участвуют в литературном процессе». Ранее отметившийся своими высказываниями об институте Ростислав Амелин (из зала: «с айпэдами все молодые поэты выходят, а мы – с бумажками») теперь прочёл несколько замечательных стихов. Марина Фокеева, Лиза Смирнова, Никита Сунгатов (перед выступлением вспомнивший добрым словом своих преподавателей), Алиса Сайтбаталова, выпускник этого года Ян Выговский продемонстрировали владение словом, сама же Галя Рымбу, завершившая своими стихами выступление молодёжного десанта, была настолько убедительна, что автору этих строк показалось: некоторые её тексты (например, «Только в нашем районе было столько заводов…») постепенно становятся если не современной классикой, то уж точно хитами.
Далее землячка Юрия Цветкова Анастасия Строкина прочитала несколько своих стихов.
Андрей Коровин, ныне известный культуртрегер,
запах Крыма
у меня с утра дебюсси
у тебя с утра далида
пахнет морем твое мерси
пахнут спаржей твои дада
в этом времени где нас нет
можно делать теперь что хошь
поворачивать ход планет
изучать тебя между нож
говорить тебе коктебель
обещать тебе зурбаган
и вести себя как кобель
и нести в себе ураган
потому что пройдёт пройдёт
этот сон этот спич и блажь
и тогда сделай вид что кот
как царевич на спинку ляжь
а пока у тебя монтан
и пока у неё дали
пусть же бьёт от бедра фонтан
алым парусом вдаль стоит
Алексей Кубрик поделился своими воспоминаниями (в частности, о Льве Ошанине) и высказал несколько суждений: «самое трудное – это не лгать, а поэзия – это то, что не лжёт» и «великая русская поэзия остаётся … несмотря на то, что произойдёт со страной», и прочитал несколько стихов, в том числе ознаменовавшее окончание в своё время Литинститута:
И страна не страна
и жена не жена
и какие-то птицы набитые снегом
даже сын
и душа как окно на бетонной стене
задыхается небом
Бессердечие
молодость
мухи в воде
В заключение Евгений Мельник, зашедший на вечер «проходя мимо» прочёл несколько малоинтересных стихов (ведущий вечера, предоставив ему эту возможность, продемонстрировал публике своё великодушие).
Резюмируя свои впечатления: на этом вечере Литинститут действительно предстал многогранным и неоднозначным феноменом, в его стенах обучались/обучаются авторы совершенно разных творческих стратегий и с совершенно полярными взглядами на действительность.
А Зверевский центр современного искусства снова продемонстрировал свою, так сказать, амбивалентность: с одной стороны, высокое качество выступающих авторов (здесь ещё раз спасибо «Культурной инициативе»), с другой – настолько «неформальное общение» зрителей между собой на протяжении всего вечера, что иногда сложно было
Николай Милешкин
3 июля проект «Культурная Инициатива» провел десятый юбилейный вечер выпускников и студентов Литинститута им. Горького.
Дворянская усадьба XVIII века в самом центре Москвы стала творческим ВУЗом в 1933 году по инициативе главного писателя бывшего СССР – Максима Горького, и долгое время была «кузницей кадров» социалистического реализма. Несмотря на это обстоятельство, мероприятие проходило, наверное, в самом неподобающем для него месте – Зверевском центре современного искусства. Культурно-идеологическое противоречие между официальной советской литературой и антисоветской литературой диссидентов было еще больше подчеркнуто списком знаменитых выпускников Литинститута, который ведущий вечера Юрий Цветков огласил во вступительном слове. Сергей Михалков оказался на одной странице с Андреем Платоновым. Продолжил эту тему директор Зверевского центра – поэт Алексей Сосна, который рассказывал, каким образом он поступал в Литературный институт в начале 80-х.
Впрочем, никаких признаков соцреализма, а также творческих, идеологических или стилистических противоречий в стихах выступавших авторов – Евгения Лесина, Анны Аркатовой, Данилы Давыдова, Дмитрия Гасина, Евгении Коробковой, Андрея Коровина, Алексея Кубрика и других поэтов закончивших Лит, обнаружить не удалось. Культурно-идеологический или художественно-литературный конфликт проявился, когда на сцену вышли молодые студенты Литинститута: Ростислав Амелин, Марина Фокеева, Лиза Смирнова, Алиса Сайтбаталова, Никита Сунгатов и Ян Выговской под предводительством Галины Рымбу.
Молодежь читала актуальные и остросоциальные верлибры, и предыдущее поколение литераторов слушало их невнимательно, но громко аплодировало по завершении выступлений.
Среди всех присутствующих на вечере, похоже, только двое не были непосредственно связаны с литературным институтом – ваш покорный слуга и неизвестный молодой человек, который попросил разрешения выступить со своими стихами. Ему милостиво позволили завершить вечер. Он прочитал строчки, которые в понимании широкой аудитории принято считать поэзией, – про Родину и березу… короче – про природу и погоду. Ситуацию усугубило еще и соседство с музыкальным клубом «Археология», в котором в это же время начался похожий концерт, где один за другим выступали певцы с гитарами и звуки рок-музыки пробивались через тонкую стену. Читательская аудитория в моем лице окончательно почувствовала себя лишней на этом празднике мультикультурности, но мужественно вытерпела все до конца.
Алексей Ушаков
Летняя сессия, Зверевский центр
20.07.2014, 6730 просмотров.