В этом году (параллельно с проектом КИ) отмечает свое десятилетие издательство «Воймега», прочно обосновавшегося на позициях одного из лидеров русского поэтического книгоиздания. В самое ближайшее время должны пройти итоговые чтения юбилейного марафона, продолжающегося весь сезон. Поэтическим же вечером отметил в этом году свой день рождения основатель «Воймеги» Александр Переверзин.
Сашин день рождения
В том, чтобы вспомнить о событии после, спустя некоторое время, а не осмыслять его «по свежим следам», есть особенная прелесть – прелесть памяти и ее необъективности. Память, понятное дело, у всех разная: иной раз вцепится во
В кино, снятом моей памятью про юбилей поэта Александра Переверзина, есть, конечно, главный герой – сам поэт, а есть также и полный зал героев второго плана. Желающие поздравить юбиляра и послушать стихи (очередность в этом случае вариативна) все прибывают и прибывают, толкаются в дверях, наступают друг другу на ноги. Вот «прислонясь к дверному косяку», стоит Андрей Гришаев, вот изящно жестикулирует Инга Кузнецова, вот Данил Файзов внимательно следит за всем и, что примечательно, отовсюду. А тем временем главный герой уже сидит за столом перед неугомонными слушателями. Последние, однако, вскоре угомонились, и началось настоящее «Документальное кино».
От «дошкольного самого» до зрелых размышлений и когитаций – по строчкам давно знакомых и любимых стихов. Переслушивать эти стихи, как пересматривать хорошие фильмы – никогда не скучно.
Вот в кадре появляется незнакомая мне девушка. Она сидит рядом со мной у самого выхода и слово в слово повторяет звучащие стихи. Я то смотрю на нее, то отвожу взгляд, то снова смотрю. В конечном итоге любопытство пересилило меня, и я решилась спросить у нее, как это так вышло, что она помнит наизусть чуть ли не весь сборник. «Просто нравится», – ответила она и удивилась, мол, что здесь такого. «В самом деле, – подумала я, – что такого в любви к хорошим стихам и в хорошей на них памяти».
После текстов из сборника мы услышали поэму «Плот на Волхове», которая вышла в третьем номере Нового мира (для истории сообщу год – 2014). Я ненароком взглянула на девушку-которая-помнит-стихи: неужели она и поэму шевелит губами – вместе с автором? Но нет, поэму она слушала молча. Видимо, просто не успела еще запомнить.
Поэма посвящена чудесному (в сакральном смысле) случаю, произошедшему с новгородским монахом. Там есть и бесы, и совращенные послушницы, и юродивые, и даже волколис бегает между строк. Вся поэма – прямая речь героев, иногда сбивчивая, мозаичная, с народными интонациями. Особенно интересна попытка философского осмысления аспектов веры, праведности и смирения:
и голова белеса
и храм твой погорел
не с тем ты бился бесом…
Однако дальше читайте сами… Или перечитывайте.
Затем именинник пригласил гостей «на домашние пироги» и не только. Гости, продолжив толкаться и шуметь, с подарками наперевес, двинулись в сторону накрытых столов. На этом в фильме памяти начинаются титры.
Анастасия Строкина
поэтический вечер, Переверзин, Музей Серебряного века
22.08.2014, 4473 просмотра.