В почившем уже Виндзор пабе в конце 2013 года состоялась презентация книги Вячеслава Курицына «Набоков без Лолиты», последняя, если верить автору. Правда, книга вышла давно, многие ее уже успели прочитать и, казалось бы, нет надобности в еще одной презентации. Это было бы верно, если бы автором был не Вячеслав Курицын, сумевший быстро превратить вечер в представление, в экскурсию по набоковским времени и пространству, в показ целой коллекции мелких, самих по себе почти ничего не значащих деталек, из которых получилась необъятная, многосторонняя диорама набоковской биографии. Русский и берлинский периоды были тщательно реконструированы (маршрут от места первой эрекции через 61 промежуточную точку), как пазл, чье составление начинается с маленького элемента, изображающего небо и заканчивается грандиозной картиной, где небо играет второстепенную – а то и третьестепенную – роль.
Действо прошло в набоковском духе: c самого начала Курицын акцентировал роль всякого рода загадок, ребусов и шарад в прозе своего героя, предложил угадать загадку: показал странный непонятный предмет на страницах старого немецкого журнала, тому, кто угадает его предназначение, был обещан экземпляр «Набокова без Лолиты» с автографом. За этой иллюстрацией-загадкой последовал целый ряд оригинальных фотографий, страниц старых книг, репродукций, шаржей, комиксов, занимательных рассказов о деятельности Сирина в качестве репетитора языков, тренера по теннису и боксу, о набоковских шахматных задачах, придумывавшихся для журналов, о русских плакатах, ставших частью набоковской прозы, а также о сложных, геометрически безупречных передвижениях героев, Лужина в первую очередь, по квартирам и улицам (разумеется, они и напоминали шахматные ходы, и, разумеется, показывались Курицыным по схеме, так же как и шахматные партии на бумаге).
Фактически презентация стала увлекательнейшей, научно обоснованной лекцией о многостороннем, живом и – что привлекательнее всего – домашнем Сирине. Местами казалось, что конферансье говорит о бесконечных деталях жизни Набокова с приятной фамильярной интонацией, будто о фотографиях бабушек и дедушек в пожелтевшем и слегка истертом альбоме, что – в данном случае – естественно и даже закономерно, ведь работа над «Набоковым без Лолиты» продолжалась лет двадцать. Если верно, что всегда жалко расставаться с героями книги или монографии по его завершении, то герои Вячеслава успели стать ему родными.
Неожиданное, калейдоскопическое чередование источников, голосов, визуальных рядов завершилось авторским исполнением двух песен на стихи Набокова и огромным количеством сломанных зубочисток на полу, которые Курицын не переставал ломать во время двухчасового монолога. А после услышанного и увиденного осталось ощущение, что расположение зубочисток на полу вовсе не случайно, а наоборот, что это – очередная схема-шарада, очередной ключ к пониманию набоковских основополагающих деталей, без которых – казалось бы – уже ничего не понять.
Массимо Маурицио
Курицын, Набоков, Виндзор Паб, Новое издательство
28.08.2014, 5930 просмотров.