Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Открытие литературного сезона 2014-2015 клуба "Дача на Покровке". Презентация книги Тимура Кибирова «Муздрамтеатр» (М, Время, 2014)

 

«Все та же декорация. Но нет»

25 августа презентацией совсем свежей книги Тимура Кибирова «Муздрамтеатр», вышедшей в издательстве «Время», открылся новый литературный сезон в клубе «Дача на Покровке». Это, кстати, далеко не первый опыт сотрудничества Кибирова с «КИ» – любопытно отметить, что даже сайт kultinfo.ru начинался именно с отчета о презентации одной из книг Кибирова.

В «Муздрамтеатр» вошли – что прочитывается из названия – не стихи, а поэтические либретто для оперы, балета и оратории. Кибиров в ней и узнаваем, и непривычен, это не тот автор, что написал «Улицу Островитянина», здесь он продолжает линию, заданную «Греко-римскими кафолическими песенками и потешками» и февральской книгой «См. выше». Линию разговора о природе человека, о смирении и гордыне, о редкой, но всё же существующей возможности понять высший замысел Творца. 

Тимур Кибиров по-новому обыгрывает привычную нам всем маску остроумного морализатора. В либретто к опере-буфф «Терсит, или апология трусости» на фоне декораций к «Илиаде» разворачивается не сражение между добром и злом, а схватка частного и общего (конечно, прочитывается не троянская война, а наша реальность). Бряцание оружием – постоянная ремарка в этой пьесе – с одной стороны, и трусость как неприглядное, но все же человечное и понятное качество характера – с другой. Не сказать, что Терсит так уж симпатичен автору, однако как-то    ближе.

В либретто к балету «Победа над Фебом» наша реальность также просвечивает через историю русской революции и вклада в нее русского искусства. Опять роль Добра не достается никому. Пресный, сработанный по навсегда определенным канонам классицизм уныл, от скуки сводит скулы. Яркий и могучий хаос слишком легко выходит из-под контроля. Усмиренный же серостью (благолепием и благочинием), он становится той самой рутиной, которая на руку чиновникам Врагу рода человеческого, незримо влияющиего на происходящее), а Искусство покидает сцену.

Важнейшие герои этих либретто – толпа, хор воинов в первом и публика во втором. Не обладая собственной волей, они послушно демагогии или ветрам истории поворачиваются в ту или иную сторону, и это естественное для них состояние печалит автора. Аллегория более чем прозрачна.

Третье либретто Тимур Юрьевич не читал. Потому и в заметке мы говорить о нем не будем – желающий книгу найдет и сам сможет составить о нем собственное мнение. 

Показательна манера чтения Кибирова. Поэт как будто устало объясняет маленькому ребенку уже не в первый раз прописные истины. Не ковыряйся в носу. Не убий, не возжелай жены ближнего своего. Мой руки перед едой. Вот так, без восклицаний. И даже с уверенностью, что не дойдет, но и не увещевать тоже нельзя, потому что такая его обязанность.   

Кто-то раздраженно спросит – а кем, собственно, подписана бумажка, позволяющая поэту этакое резонерство? А никем, ему она и не нужна. Или, если хотите – судьбой.

Какой же вывод из всего этого? Печальный, надо заметить. Человека не переделать. Да и не нужно, попытки такие были, и все мы знаем, чем они закончились. Можно лишь пытаться понять его свойства, простить их, найти в нем красивое и доброе, и даже если красивого и доброго мало, все равно научиться любить человечество за эту малость. Ежедневный такой, непростой труд.

 

Дмитрий Черкашин

Кибировиздательство ВремяПрезентацияДача на Покровке 

24.09.2014, 5167 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru