Яблоки, Шекспир, Веденяпин и хлебный дефицит в Коломне
Вот уже который год (а именно — четвертый) в Коломне проходит книжно-яблочный фестиваль «Антоновские яблоки». Придумали его и организовали основательницы Музея пастилы Наталья Никитина и Елены Дмитриева, за что им в очередной раз огромное спасибо!
О чем еще говорить в сентябре, как не о только что закончившемся сезоне каникул и отпусков? Для этого «Культурная Инициатива» пригласила Дмитрия Веденяпина с программой новых стихов, которая так и называлась: «Как я провел лето».
Не знаю я, как провел лето Шекспир. Не Уильям, понятно, а Николас Шекпир, современный британский писатель. Каюсь – не спросили его об этом, когда в третьем часу ночи он присоединился к нашей теплой компании, расположившейся около входа в коломенскую гостиницу «Арбат», на самом берегу Москвы-реки между понтонным мостом и местом ее слияния с Окой. Зато можно с уверенностью сказать, что этот вечер он провел неплохо.
А спрашивали его о том, кого из современных поэтов Англии читать надо обязательно. Но перед этим Шескпир поразил нас, спокойно попивавших прекрасный коньяк и закусывавших яблоками (фестиваль-то яблочный!) тем, что от коньяка отказался и немедленно затребовал водки. Ого, подумали мы – быстро же он погрузился в нашу национальную традицию! Но и верность собственной традиции тут же продемонстрировал: вполне в духе британских колонизаторов принялся рассуждать о том, как России нужно строить свою внешнюю политику.
Мы для порядка огрызнулись и вернули Николаса к вопросу о британской поэзии. Читать надо Шеймаса Хини (ну, это мы и раньше знали). Кого надо читать из русских поэтов, он совершенно не представлял, и мы его на этот счет немедленно просветили. Конечно, Дмитрия Веденяпина, вот он тут как раз сидит! И про то, как он провел лето, мы как раз знали, пригласив его в Коломну прочитать новые стихи, написанные за пару месяцев, проведенных в эстонском Кясму.
Чтение Дмитрия Веденяпина было назначено на 11 утра следующего дня, что вызывало законную озабоченность поэта: кто придет слушать стихи в такое время? Напрасно мы пытались его разубедить, рассказывая о том, что в прошлом году ровно в тот же час на выступление Михаила Айзенберга и Николая Звягинцева набился полный зал. Дмитрия смогла переубедить только реальность, оказавшаяся совершенно не суровой – публика пришла. Веденяпин свою часовую программу отыграл безупречно, предъявив коломенским читателям, возможно, не всегда знакомым с его творчеством, не только новые стихи, но и тексты из книг «Трава и дым», «Что значит луч», «Между шкафом и небом», и все желающие смогли оценить и полюбить этого автора.
А еще читать надо (это мы опять обратились к Николасу Шекспиру) рассказы Максима Осипова, который выступал практически сразу после Веденяпина. Например, «Польский друг», пронзительное и печальное повествование про одиночество и музыку, про судьбу, талант и его реализацию, а точнее – про ее отсутствие. Про то, что жизнь неизменно богаче и сложнее нашего о ней представления.
В перерывах между литературными презентациями на площади происходил красочный перформанс «Яблочная машина». Описывать его – дело бесперспективное, это надо видеть. Но все же: на специальной сцене представляли шесть сюжетов из Шекспира (на этот раз Уильяма) и Достоевского. От «Гамлета» до «Преступления и наказания». Особенно запомнилась трогательная старуха-процентщица, выходившая на сцену в головном уборе в виде топора, кокетливо торчавшего из раскроенной головы. Герои классиков встречались, общались, взаимодействовали, и получалась новая книга, еще не написанная, но уже сыгранная пьеса, яркая и необычная. Прекрасный проект, позволивший столь разных писателей сделать соавторами, отправится по городам и весям, в том числе в Англию.
Кроме того, фестиваль в этом году предоставил нам несколько забавных казусов. Так, над нашей книжной палаткой почему-то повесили вывеску «Фаланстера», чему мы немало удивились. Надеюсь, коллеги из этого замечательного магазина на нас не обидятся. Главное – никого это в заблуждение не ввело, и поэтические сборники сметались почти как горячие пирожки. Только чуть-чуть медленнее, чем яблоки, запас которых постоянно пополнялся организаторами. Порадовал житель города, спросивший меня, кого из современных поэтов почитать. Я назвал несколько имен, и он споткнулся на Алексее Цветкове. Что, говорит, правда известный поэт? Да, отвечаю, более чем. Вон оно как, а мы с ним на первом курсе в одной комнате в общежитии жили! Купил, читает теперь, надеюсь – нравится.
А еще – в Коломне стараниями Натальи Никитиной (она сама в этом призналась) теперь образовался хлебный дефицит. По крайней мере, за два дня купить калачей в музее, который так и называется – Музей Калача, мы не смогли, хотя подходили к нему раз пять. Расхватывают! Но против такого дефицита мы возражать не будем (кстати, о хлебе насущном: добрая традиция литературных обедов сохраняется, нынче кормили по меню из дневников Достоевского). В чем недостатка не было – в гостеприимстве и дружелюбии. Вот против такого дефицита я бы возражал. Уверен, Коломне и «Антоновским яблокам» это не грозит.
Данил Файзов
01.11.2014, 4822 просмотра.