Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Александра Кабакова «Стакан без стенок» (М, АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014)

 

 

Жаль, что вас не было с ним

 

Презентация книги Александра Кабакова «Стакан без стенок», состоявшаяся 29 октября этого года в клубе «Дача на Покровке», стала событием не просто интересным, но и каким-то исключительно приятным. Мало после какого вечера все расходились с таким запасом энергии и бодрости (хотя сам Александр Абрамович был не то чтобы очень весел). Когда Александр Кабаков вместе со своим другом Евгением Поповым вдруг начинал вспоминать полуподпольные джазовые фестивали 60-70-х годов или выяснять, кто из них при каких обстоятельствах стал дружить с Василием Аксеновым, каждый в зале, понимал, что общается с необычайными людьми и присутствует на очень важно м событии, которое потом будет долго хранить в памяти.

Новая книга Александра Кабакова «Стакан без стенок» – это сборник, первую часть которого составляют повести и рассказы. Одна из декларируемых в нем идей заключается в том, что лучшая женщина в жизни мужчины – его кошка. С этим, конечно, не поспоришь. Как и с тем фактом, что изображенных в полуфантастических рассказах кошек можно причислить к самым обаятельным женским персонажам в современной российской литературе. Вторая часть книги – эссе, воспоминания, рассказы о городах и странах. Путевые записки – жанр, которым никого не удивишь, мы (пока еще) ездим по свету охотно и много. Но очерки Кабакова отличаются особой интонацией. Это заметки путешествующего джентльмена. Как и следует ожидать, джентльмен весьма консервативен по своим политическим и эстетическим взглядам – он так не примирился со стеклянной пирамидой во дворе Лувра, а пекинские небоскребы, созданные знаменитыми архитекторами, кажутся ему унылыми строениями, достойными рабочего поселка. Замечательны также интерес и знание дела, с которыми автор рассказывает о правильных, хороших вещах, достойных этого самого путешествующего джентльмена, например, о пальто с роговыми пуговицами на Риджент-стрит в Лондоне или о лавках в Риме, где продают лучшие в мире итальянские пиджаки:  «как-то они это делают, что в плечах ничего не подложено, а сидит божественно». Разумеется, эти тексты не имеют ничего общего с описанием шмоток в глянцевых журналах, где авторы привычно лепят ничего не значащие слова «люксовый», «эксклюзивный» или «престижный».

Книга Кабакова заставляет вспомнить еще одного джентльмена, Оскара Уайльда, который утверждал, что «только самые поверхностные люди не судят по внешнему виду». Вот как он описывает, например, свою первую встречу с поэтом Михаилом Генделевым на чердаке у художника Ильи Кабакова в начале 90-х годов: «Я нашел необычайно худого небольшого человека, одетого одновременно изысканно и местечково, как он одевался всю жизнь все более и более демонстративно. То есть это была изысканная местечковость, местечковая изысканность, костюмированный бал по мотивам „Блуждающих звезд“, гардероб к „Скрипачу на крыше“ – и при этом по последней текущей моде, с жилеточками, платочками, рубашечками без воротника и прочим барахлом в стиле grange, что означает „оборванец“. Оборванец был очарователен, старательно продуман в каждой тряпице, остроумен, порядочно пьян, но при этом неотрывно внимателен к собеседнику». 

Вся книга полна таких драгоценных воспоминаний о днях былых. Джаз в Тбилиси. Семинары молодых писателей-сатириков в подмосковной Малеевке в начале 80-х. Книжные ярмарки в Китае, где Кабаков с Аксеновым пробовали «любимое блюдо председателя Мао». Впрочем, самое, на мой взгляд, сильное произведение в этом сборнике рассказывает о человеке, не сделавшем себе имени ни в музыке, ни в литературе. Речь об Абраме Кабакове, отце автора, которому посвящен рассказ  «Офицер советской армии». Историю своего отца, кадрового военного, прошедшего войну, а затем создававшего баллистические ракеты на полигоне Капустин Яр, Александр Кабаков тоже рассказывает как историю абсолютного, безукоризненного джентльмена, не опускавшегося до того, чтобы торговаться с жизнью.

Сам Александр Абрамович, очевидно, продолжил семейную традицию. Он –первый джентльмен российской литературы. Он ее последний джентльмен.

 

 

Екатерина Шерга

 

 

 

ПрезентацияАСТРедакция Елены ШубинойДача на Покровке 

12.12.2014, 4939 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru