Новогодние празники подошли к середине – пора оторваться от застолий. Предлагаем вам порцию каникулярного чтения из редакционных запасов ушедшего года и благодарим наших авторов и читателей за терпение и живой интерес.
Автор поставил диагноз герою
В октябре 2014 года в «Даче на Покровке» проект «Культурная инициатива» представил вечер Максима Осипова – прозаика и драматурга, где он выступил во второй из обозначенных ипостасей. Автор решился на необычный ход – вместо традиционного чтения отрывков книги (которую, кстати, активно раскупали еще в процессе сбора гостей) предъявил публике не изданную еще пьесу.
«Риголетто (трагедия вежливости)» написана для актёра санкт-петербургского Малого драматического театра Адриана Ростовского (и ему же посвящена). В ближайшее время предполагается постановка моноспектакля, но и авторское чтение было не лишёно мастерства: динамичное, эмоциональное, искромётно-остроумное.
Главный герой пьесы Феликс Гамаюнов – «обычный» ( «маленький») человек в «предлагаемых обстоятельствах», примерно соответствующих обстоятельствам жизни множества городских жителей, пытающийся по мере возможности приспосабливаться к реальности не без выгоды для себя (запоминающийся эпизод: герой на публичном мероприятии прикрепляет к одежде последовательно белую, а затем георгиевскую ленточки, чтобы ни с кем не вступать в конфликт). При этом не слишком «хороший», но и не очень-то «плохой» (вспоминается библейское: «ты ни холоден, ни горяч»). В процессе рассказа персонажа о самом себе (каковой начинается в приёмной «Общества анонимных алкоголиков») перед зрителем/слушателем разворачивается «настоящая» трагедия, в которой участвуют и неизлечимо больная (и не слишком любимая) жена, и – единственная надежда и радость жизни – дочь, уезжающая в конечном итоге неизвестно куда, чтобы стать женой заключённого, которого она до ареста даже не знала. Главная же причина, ядро этой трагедии – неприкаянность души, дезориентированность человека, не видящего во всём происходящем вокруг смысла, который мог бы осветить и наполнить жизнь – и потому непереносимо страдающего (особенно после ухода дочери).
Обращение к теме «маленького человека» в русской (да и в мировой) литературе настолько распространено и «застолблено» такими громкими именами, что таит в себе угрозу эпигонского повторения «уже читанного» с одной стороны, и впадения в морализаторство – с другой. С моей точки зрения, Максим Осипов избегает обеих ловушек: сочный язык пьесы (= язык героя, потому что пьеса – монолог) и мастерски показанные реалии происходящего в стране «здесь и сейчас» делают Гамаюнова абсолютно живым «нашим современником», а выплёскивающиеся на зрителя на протяжении всего действия ирония и юмор позволяют «прочесть» трагедию (а это безусловно – трагедия) и, скажем, как комедию – по желанию читателя/зрителя.
Приведённая выше библейская цитата заканчивается так: «…о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр.3:15,16). Кажется, пьеса об этом. Во всяком случае, и об этом тоже. Библейские ассоциации, связанные с сюжетом, подтвердил на вечере и сам автор: «Вежливость я понимаю как разрыв между чувством и теми словами, которые герою приходится произносить. Нет заповеди „Будьте вежливы“, есть „Любите друг друга“. А с любовью, да и с простой доброжелательностью, у моего героя плохо…»
Николай Милешкин
Максим Осипов, Дача на Покровке, Зимнее чтение
05.01.2015, 4703 просмотра.