Поэзия как связь времен
Новые стихи Игоря Волгина появились после довольно-таки продолжительного периода молчания – двадцать пять лет. И, хотя, Игорь Леонидович состоялся как историк, литературовед (отдельно стоит вспомнить работы, посвященные Достоевскому), наставник нескольких поколений известных стихотворцев и ведущий телеканала «Культура», для собравшихся, по их заверению, он остается прежде всего поэтом.
Стихи Волгина, безусловно, связаны с традиционной школой отечественного стихосложения – в них чувствуется влияние Евтушенко, Заболоцкого, Пастернака, Слуцкого, Винокурова… Собственно, есть в них и отголосок оттепели, когда еще никому не известные (так и хочется сказать – красивые, двадцатидвухлетние) поэты собирались у памятника Маяковскому и выступали в политехе. Шестидесятые годы – это еще и поезда литераторов и поэтов, путешествующие по нашей необъятной Родине (в одном из таких Волгин отправился выступать, будучи студентом журфака, вместе с Окуджавой).
Пожалуй, ценность Волгина и волгинской школы (студия «Луч» была основана в 1968 году) в попытке обращения к традиции, в сохранении и передаче уже накопленного знания. Как говорил сам автор: «Мы здесь можем только продолжать традицию, лишь немного ее дополняя». Новым, как и старым, стихам Волгина свойственна еще и гражданственность, какую можно найти у Межирова. И это не гражданственность в современном вульгарном ее понимании, но опыт поколения, пережившего войну и знающего историю страны не понаслышке. В этом смысле показательно стихотворение «Я родился в городе Перми…»:
<…> в городе, где всё мне незнакомо,
где забит балетными отель,
названном по имени наркома,
как противотанковый коктейль <…>
Вообще, Волгин относится к редкому поколению писателей, родившихся во время войны и выживших чудом, и, возможно, в этом и состоит секрет его молодости: все дело в жизни и судьбе, а не в портрете.
Удивительная вещь: между ранними и поздними стихами Волгина – невероятный промежуток, земляной разлом, разделивший нашу историю на до и после перестройки; трещина, куда кануло столько имен, примет, казалось бы, устоявшегося быта и деталей повседневности. Но вот вышла книга «Персональные данные», как если бы не было этого четвертьвекового молчания; книга, во многом схожая с ранней лирикой автора. Безусловно, в поздних стихах найдутся современные детали, страницы из семейного альбома и признания близким. Особенно же хочется выделить совсем недавнее стихотворение, по своей ритмике (да и по глубине), схожее с двумя текстами Заболоцкого, также разделенными временем и написанными в разные для него эпохи – я имею в виду стихотворения «Ходоки» и «Где-то в поле, возле Магадана…»
Итак, читайте и перечитывайте нового Игоря Волгина:
***
На изломе жизни, на излёте,
у ларька, где жмутся алкаши,
если хочешь – думай о работе,
хочешь – о спасении души.
Что работца – ну её в болотце:
без неё-то дел невпроворот.
А душа, коль есть, она спасётся.
Впрочем, если раньше не помрёт.
Обозри своим блудливым оком
этот вечно длящийся бардак.
Постарайся мыслить о высоком,
а о низком – мыслишь ты и так.
Гордый, как в изгнании Овидий,
и непогрешимый, как дебил,
вспомни лучше тех, кого обидел,
вспомни всех, кого недолюбил.
Мой двойник, мой двоечник угрюмый,
собутыльник, старый раздолбай,
о стране, прошу тебя, подумай,
задний ум со скрежетом врубай.
Человеком ныне будь и присно –
сапиенсом, если повезёт.
Может быть, любезная отчизна
от тебя лишь этого и ждёт.
И она, ценя твой подвиг ратный,
двинет по дороге столбовой.
И простит мне стих не толерантный,
запоздалый, злобный, лобовой.
Герман Власов
Дача на Покровке, Время, Презентация
30.03.2015, 5951 просмотр.