Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Поэтический вечер «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…»

 

В рамках Всемирного дня поэзии по версии ЮНЕСКО 2015


Под патронатом Корнея Ивановича

 

21 марта позвонил мне друг и спросил: «Ты не знаешь, почему День поэзии отмечают именно 21 марта?» Я залез в интернет и выяснил, что праздник учреждён ЮНЕСКО с формулировкой «придать новый импульс и новое признание национальным, региональным и международным поэтическим движениям». Вообще-то первоначальная инициатива учреждения официального Дня поэзии относится к концу 30-х годов прошлого века: в 1938 г. американский штат Огайо по предложению поэтессы Тесы Суизи Уэбб (никогда не читал) провозгласил Днём поэзии 15октября – день рождения древнеримского поэта Вергилия. Эта дата была признана 38-ю штатами США. Но для ЮНЕСКО ни Вергилий – не авторитет, ни тридцать восемь штатов – не указ. В Париже выдумали свой праздник с конкретной датой 21 марта.

Тогда я стал выяснять, какие события произошли в этот день или к рождению какого поэта можно привязать празднования, и вот что нашёл: из поэтов в этот день появились на свет Александр Вертинский в 1889 г. и Франциск Богушевич – один из зачинателей новой белорусской литературы (1840 г.). Что же касается событий, то в 1927 году в Киеве вышел первый номер украинской «Литературной газеты», да в 1843 году адвентистами седьмого дня на 21 марта было обещано явление Иисуса Христа, но он почему-то так и не явился. Что взять с чиновников, назначили праздник, ну, и радуйтесь. Цитирую покойного ныне Дмитрия Александровича Пригова:

 

Вот День Рыбака – это День Рыбака,
Рыбак в этот день бесподобен
И Божьему лику подобен.
Рыбак в этот день на века.
Но в день уже следующий рыбак,
В день, скажем, Святого Танкиста
Он смотрит уже на танкиста,
А сам он – какой-то рыбак.

 

Ну, не на века, а хотя бы на несколько дней. Как писал генерал Дохтуров, забывший поздравить государя с тезоименитством: «Пятый день пью за Ваше здоровье». На что тот ответил с присущей ему лапидарностью: «Пора бы и прекратить». Кстати, известно ли вам, дорогие поэты, что наряду с нашими торжествами 21 марта отмечается мусульманский праздник Навруз и учрежденный опять же ЮНЕСКО – день человека с синдромом Дауна. Видимо, чтобы развести все эти праздники, День поэзии в Москве празднуют целый месяц, а с датой этого вечера в музее Серебряного века устроители Данил Файзов и Юрий Цветков вообще попали в точку.

Я – любопытный, и посмотрел, что же у нас было тридцать первого марта, а тридцать первого марта родился Корней Иванович Чуковский. Надеюсь, эта дата и эта кандидатура всех примирит и устроит, потому что уж его-то поэзию мы впитываем с молоком матери. Первый импульс, первый интерес – это всё он.

Чтобы не получилось, как у адвентистов седьмого дня, нам явили поэтов хороших и разных. Дмитрий Бак, придумал обозначить точки соприкосновения группового единения аббревиатурой из начальных букв фамилий участников, получилось – КИ АМЁБА. Амёба от греческого «изменение», и, вопреки расхожему мнению, не такой уж простой организм. Так, геном амёбы состоит, страшно сказать, из 690 млрд пар нуклеотидов (для сравнения, геном человека состоит из 2,9 млрд пар), так что, выступая единым коллективом в сложении, участники до амёбы всё равно не дотягивали. Зато в смысле разности и изменчивости всё было отлично.

Стихи я читаю в обществе кошки на диване. Но на вечерах поэзии действует театральный принцип: пьесу можно прочесть и дома, а в театр идут смотреть игру актёров.

Поэт – не актёр, он больше, два в одном – творец и чтец. Кто-то сказал, кажется Розанов, что талант – это физиология. Я думаю, что и стихи, во многом, – физиология. Отталкиваясь от этого постулата, было интересно наблюдать, как стихи озвучиваются авторами, потому как все выступающие поэты наделены яркими чертами индивидуальности.

Начнём с КИ – Кузнецова Инга. Вся отрешённая, пребывающая в экстазе, достающая строчки из нутра – в них нет ни на йоту повествовательности, только ассоциативный ряд смыслов. Мы её видим, она нас вряд ли. Растворяется, плывёт и с последними строчками гимна о любви возвращается в реальность. Удивлённо смотрит в зал, как бы спрашивая, вы ещё здесь? Страстная натура.

Первая А амебы – Амелин Максим с его витиеватым слогом, с комментариями к текстам, едва ли не менее интересными, чем сама поэзия. В голосе – убедительность и мягкие, снисходительные обертона. Особенно понравилось вот это:

«Кто на Великой не был стене,
       тот нехороший ханец» –
я побывал, и теперь вполне
можно хорошим считаться мне,
       даром что иностранец.

 

И про обряжение маленького китайчонка в императорские одежды, да и весь цикл «Где-то в Поднебесной“ хорош.

М – Муратханов Вадим – удивительно пластичный, с очень точным языком. Держитсяс достоинством, читает без нажима, с предельной ясностью и понятностью, что,впрочем, отличает и его стихи. В лучших своих проявлениях похож на позднего Заболоцкого – тот же макромир со всеми его подробностями и градациями: от букашки до человека, и тоже стремление к ночному небу, к космосу.

Ё или Е – Ермакова Ирина. Классик современной поэзии с мудростью и масштабностью бытования в стихах. Словами обнимающая зал и присутствующих, несущая свет всем и каждому в отдельности. Запомнилось стихотворение, посвященное Юре Цветкову,“Фестивальный поезд Москва – Киев 2008 год».

Б – Бак Дмитрий. В стихах авторская пунктуация, выдающая в нём человека с устоявшимся стилем, под стать и манера чтения – такая же акцентированная. Больше всего я не люблю в писательстве нарочитой красивости и пафосности, вот этого в его стихах нет и в помине. Есть жёсткое вещество поэзии, твёрдое, как сыр пармезан со специфическим вкусом и запахом. Любопытен эксперимент с переложением верлибра на ритмические размеры и со стихотворных размеров на верлибр.

Последняя А амёбы – украшение вечера Анна Аркатова. Всё, о чём пишет, пропускает через себя. Стихи на выходе окрашиваются особыми аркатовскими красками. Слушаешь через разноцветные стёклышки – и радостно, плюс фирменный юмор. Ирония, выработанная средой, бытом, отношением к окружающим. Причём ирония не ради иронии, а как свойство организма, потому что по-другому нельзя, по-другому не получается. Очень здорово с ванной, где купается вся семья, что в одну и ту же воду можно вступить и дважды, и трижды, и даже четырежды; никогда на ум не приходило. Вот она, скопидомная Европа, поживёшь, не такое напишешь. Читает с ленцой, отвязно.

Кажется, всех охватил. Ещё раз убедился, что поэты читают стихи намного лучше, чем актёры. Вечер в модернистских интерьерах дома Брюсова получился эклектичным, тёплым и динамичным. Полтора часа пролетели незаметно. Также незаметно он перешёл в неформальное общение, но об этом вам лучше расскажет Данила Файзов. Рад, что не зря сходил. Вот и Маша Ватутина книжку своих стихов подарила. Лежу с кошкой на диване, читаю, нравится.

 

Александр Климов-Южин

 

 

 

Всемирный день поэзииМузей Серебряного века 

20.04.2015, 5287 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru