В сторону андеграунда
19 января в кафе Б/У в Нижнем Новгороде в рамках цикла «АНТОЛОГИЯ-XXI» состоялся творческий вечер петербургского поэта Сергея Стратановского.
Сергей Стратановский – яркая фигура ленинградского андеграунда, стипендиат фонда имени И.А. Бродского (2000), лауреат премии Андрея Белого (2010), премии Джозуэ Кардуччи (2011). Его стихи долгое время ходили в самиздате, в официальную печать попали лишь в середине 80-х, а первая книга увидела свет лишь в 1993 году, за год до 50-летия поэта.
Представляя Сергея Георгиевича, ведущий Артём Филатоф отметил присутствие в его поэтике фольклорных, библейских и мифологических мотивов, переплетающихся в тексте с реалиями, выхваченными из повседневности, с историческими событиями, с образами и сюжетами мировой литературы. Что касается формальных признаков, поэзия С. Стратановского тяготеет к белому стиху, который временами приближается к свободному, иногда разбивается на строфы, местами приобретая рифму, явную или внутреннюю, скрытую. Одной из характерных особенностей поэтики Стратановского является невозможность полноценного высказывания, что подчеркивается на формальном уровне – очень часто последняя строка обрывается, недоговаривается – или договаривается, но уже про себя.
Выбор текстов был обоснован желанием поэта ознакомить публику со своим творчеством в его развитии. Автор читал стихи ретроспективно – от книги «Молотком Некрасова», вышедшей совсем недавно (2014), к первой книге «Стихи» (1993).
Монолог героя, как и задумывали организаторы нового цикла, перемежался сериями вопросов-ответов. Пользуясь случаем, ведущие и публика стремились из первых рук узнать, чем жил круг ленинградских неподцензурных поэтов 1950-1980х гг. Сергей Стратановский довольно развёрнуто говорил о сходствах и различиях московской и лениградской неофициальной поэзии того времени, рассказывал, как ленинградцы ездили в Москву, а москвичи – в Ленинград читать стихи, как тексты распространялись самиздатом, и признался между прочим, что авторы его школы не всегда понимали московских концептуалистов. На вопрос о том, каких поэтов он считает недооценёнными, Стратановский назвал имена знаковых фигур ленинградского андеграунда: Елены Шварц и Виктора Кривулина, а с ними – всю неофициальную поэзию второй половины XX века, до сих пор малоизученную и существующую в массовом сознании благодаря двум-трём авторам.
По мере приближения к финалу вечер становился всё более тихим, обращённым как бы внутрь себя. Были прочитаны стихи из книги 1993 года.
Прораб сказал:
движенье звезд
Прообраз нашего сознанья
Мы строим человеко-мост
над ночью мирозданья
Пролетарий — субъект созиданья
Демиург и космический мозг
Чтоб иссякли в селениях слезы
Мы пасем электрический ток
И всемирное железо
Тихим зверем ложится у ног
Лето 1972
В конце гости смогли приобрести последние пять-шесть экземпляров этого издания и пообщаться с поэтом лично – что особенно ценно, учитывая, как редко покидает Сергей Георгиевич родной город.
Энтузиазм организаторов позволяет надеяться, что новгородским любителям поэзии предстоит еще длинная, не на один год череда встреч со знакомыми и не очень авторами, чьи имена составят целые главы в истории русской поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI века.
Татьяна Красильникова
Б/У, Нижний Новгород, Антология-XXI
12.05.2015, 4166 просмотров.