Сто евро или рюмка водки? И то, и другое
Поэтические вечера из цикла «Полюса» – это почти всегда некоторое сравнение, попытка понять, из каких ингредиентов какое блюдо приготовлено, в какой традиции существуют выступающие поэты, в какой раздел грядущих антологий их внесут. Не сравнение, кто лучше – кто хуже, а исследование. Вечер Игоря Федорова и Михаила Чевеги – из этой категории.
Начнем с того, что оба автора действуют в крайне сложном поле – их стихи исполнены юмора, что в наше время, когда шутят резиденты «Камеди» из каждого утюга, довольно непросто. Сложно не скатиться в пошлость, в КВН, или хуже того, «Аншлаг». Все-таки речь идет о поэзии.
Михаил Чевега – сибарит, наблюдатель, удивляющийся миру, видящий в окружающем мире странное, любопытное, часто – радостное:
«над проезжей частью 1-й Тверской-Ямской
летала купюра номиналом сто евро.
как человек мирской,
я с первого взгляда верно
определяю подлинность данного номинала.
<…>
точно думали все,
что происходящее мнимо.
и проезжали мимо.
и я проехал как все.»
(100 евро)
Смешно? Забавно? В общем-то да, и фантастический сюжет кажется при всем том совершенно жизненным, как будто это случилось буквально позавчера. В этом суть обаяния стихов Чевеги – все может произойти с тобой или твоим близким другом, и радость, наполняющая мир, становится общей, близкой. Такая пушкинская интонация, или, возможно, державинская, одическая, как заметил представлявший поэтов Амарсана Улзытуев. Сравним:
«Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В крафинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят…»
и
«это, захар, морЯ.
нечто течёт слоями.
внизу — пескарь, салями,
медуза с водорослями,
да скелет вискаря…»
Взгляд Игоря Федорова несколько отличается. Он скорее направлен внутрь себя, и то же удивление в этом случае другого рода. Посмотрел и поразился: а надо же, как я интересно устроен, как все ладно сшито, вроде бы и просто – семья, друзья, водка, главное – не кичиться, а получается – ровно, так как надо. Гармония, одним словом. Смотришь в это зеркало, а там:
«Я пока спускаюсь с горочки,
Предвкушаю на ходу:
Так же будет после водочки
Огурец хрустеть во рту!»
(«Снег не снег — такое крошево»)
Как заметил все тот же Амарсана Улзытуев, здесь генезис скорее прозаический, в сторону Венички и Петушков. Впрочем, я бы вспомнил еще Юрия Коваля с его «Самой легкой лодкой в мире», которая является гимном гармонии.
Что же их объединяет? Наверное, оптика, умение видеть положительные стороны жизни, простые вещи, о которых подчас забываешь, не думаешь, но именно они-то и создают гармонию. А когда с этими простыми вещами все в порядке, тогда и «мировые проблемы» не кажутся такими уж сложными.
Дмитрий Черкашин
Федоров, Чевега, Полюса, литмузей
20.06.2015, 4950 просмотров.