Д.Веденяпин, чей сборник стихов и прозы «Между шкафом и небом» получил премию «Московский счет» как лучшая поэтическая книга 2009 года, выпустил практически вдогонку свое поэтическое избранное. Книга «Что значит луч» — собрание стихов разных лет, многие из которых уже известны по предыдущим публикациям. Читающая публика давно знает Веденяпина как требовательного стилиста, скупо отбирающего изобразительные средства, виртуозно работающего с ритмом и звукописью.
Тем интереснее для читателя авторский выбор, критерии, которыми руководствуется поэт, включая или не включая тот или иной текст в архитектурно выверенную композицию своего избранного. Стихотворения поделены автором на четыре цикла. Середину сборника, циклы «Облако, прошитое пунктиром» и «Если свет – тьма», составляют немногие стихотворения (их всего 12) 80-х-90-х годов. Отчего выбраны именно эти тексты? Очевидные стилистические отличия не скрывают их тесное родство с текстами из циклов «Озарение Саид-Бабы» и «Не в этом дело», которые хронологически представляют нулевые годы. В этом сборнике ощутимо внутренне движение: при общности неяркой, стускленной цветовой палитры (у Веденяпина свет вообще преобладает над цветом, как в черно-белой фотографии) ритм становится все более усложненным, изломанным неожиданными переносами:
Преподаешь английский – свет на ключ
Закрыт, но вдруг взрывается, как будто
Аплодисмен- (качается каюта)-
Тами; мартышка прыгает, как луч.
Исчезает прямая перспектива, появляется необычный угол зрения и особая освещенность.
Больше чем, меньше чем, больше
Снега, ветра, вечера, жизни
За окном – взгляд на окно снизу
Сквозь летящий снег, через толщу
Жизни – что здесь такого:
Снег на мокрой варежке. Ветер…
К новой жизни будьте готовы!-
В текстах разных лет видно, как подчеркнутая графичность 80-х
Даже эти шаги, даже эти следы на паласе
Даже этот пейзаж с набегающим березняком
Все, что было и будет, стояло тогда на террасе
В треугольниках солнца, трепещущих под потолком.
в нулевых сменяется спутанность времени и пространства, строка становится короче и скупее, картинка смазывается и плывет.
Пустота как присутствие, дырка как мир наяву,
«Нет» как ясное «есть» вместо «был» или «не был»
Превращают дорогу в дорогу, траву в траву,
Небо в небо.
Из поля зрения намеренно выключаются предметы, реальность ткется чистым цветом и звуком.
Из заросшей музыкой, как мхом
Первой правды (небо, окна, стены)
Не видны ни куст, ни стол, ни дом
Только освещенный угол сцены.
Это не премьера, не прогон –
Просто репетиция, когда и
Цвет не различает цвета, звон
Сам, где он, звенит, не понимая;
Ритм не держит ритм, и только страх,
Не смущаясь немотою зала,
В белых электрических лучах
Впечатляет с самого начала.
Поэт плетет словесную сеть, пытаясь, нет, не поймать, но обозначить присутствие многих смыслов и сущностей, «чудо подлинной жизни». Картина мира, которую автор набрасывает осторожными прикосновениями, отчетливо фрагментарна, соткана из деталей. Луч света, скользнувший по сетчатке
В тесноте скрестившихся плоскостей
Луч, как чижик, скачет туда-сюда,
Чистый Чехов — вечером из гостей,
Утром в гости: пьеса про «нет» и «да»,
Вдох и выдох… Мир, чей мир не спасти,
Ищет мира, лезет лучом в глаза,
Окликает, верит в тебя почти
Бесконечно — если тебе не за.
Или давние воспоминания об одесском пляже
Как добрые ложки (а ну эти злобные вилки!)
И чуткие стражи,
Пузатые бабушки чинно сидят на подстилке
На солнечном пляже.
становятся лишь поводами, отправными точками в попытках прорваться к тайному смыслу вещей.
Был смысл как смысл, вдруг — бац! – и вышел весь,
А в воздухе, как дым от сигареты,
Соткался знак, что дверь – не там, а здесь,
В пещеру, где начертаны ответы.
Невозможность составить целостную картину мира для автора очевидна. Поэтому
Описания бессмысленны – даже стручков
Акации, даже ступеней
В бликах, даже сучков
И задоринок, света и тени.
Но это не останавливает автора его отважных попытках пробраться к опечатанному саду, он верит или догадывается, или знает, что
…
Чем дышит летний двор в объятиях ночи:
Негадкий смысл, неплоский мир, короче,
Надежда, — сами знаете, на что…
Надежда Николаева
11.02.2011, 5198 просмотров.