6 марта в книжном магазине клуба «Bilingua» был открыт, как пошутил один из кураторов литературной программы Юрий Цветков, неофициальный год Испании в России. Героем вечера стал испанец по происхождению и американец по месту жительства Эрнесто Эстрелья Косар (Ernesto Estrella Cózar), поэт и перфомер.
Русская публика, интересующаяся саунд-поэзией и поэтическими перформансами, уже познакомилась с творчеством Эрнесто на фестивале «SLOWWWO» (Калининград, 2010).
На этот раз Эстрелья Косар привез в Россию программу «Opening the Poem» ( «Открытие Стихотворения»). Замысел этого перформанса, по словам исполнителя, состоит в том, чтобы средствами языка, голоса и интонации «показать раскрытие поэтического текста подобно тому, как раскрывают полученный подарок». Кстати, толчком для создания программы послужила для Эрнесто ставшая крылатой фраза из «Энеиды» — «Бойся данайцев, дары приносящих». Интересно, что в случае Эрнесто дар оказывается отнюдь не гибельной хитрой уловкой…
Для начала Эрнесто прочел фрагменты стихотворения уругвайского поэта Хулио Эрреры и Рейсига «Tertulia Lunática», написанного по-испански. Манеру исполнения описать словами довольно трудно, и делать этого я не буду. Скажу только, что работа Эрнесто с дыханием, интонацией и, так сказать, звукоизвлечением вообще – вполне профессиональна (недаром он еще и музыкант, лидер группы «Hellhoundsound») и убедительно демонстрирует силу произнесенного слова. Голосовое исполнение стихотворного текста, по мнению перформера, призвано раскрыть творческую энергию языка.
Этой же задаче была подчинена и вторая часть программы. Воспроизводившимся аудиозаписям стихотворений трех поэтов (чтение было авторским) – Марсело Толедо (Аргентина), Эми Хосиг (США) и Елены Глазовой (Латвия) – Эрнесто придавал дополнительное голосовое озвучивание – иногда это был шепот, иногда просто дыхание, а иногда и вовсе непонятные слушателям звуки.
В третьей части перформанса Эрнесто прочел одно свое стихотворение и ответил на возникшие у слушателей вопросы. В процессе беседы Эстрелья Косар сказал о том, что «направление» (direction) стихотворения для него важнее содержания, а общий смысл важнее смысла каждого отдельного слова, и именно голосовое исполнение стихотворного текста позволяет это «направление» и этот смысл раскрыть в полной мере. Своей важнейшей задачей поэт-исполнитель считает преобразование нашего восприятия звучащего слова.
В заключение по просьбе зрителей Эрнесто прочел несколько коротких стихотворений из предыдущей программы «Out of the Word, into the Sound». Многие из нас заметили, как в какой-то момент, когда Эстрелья Косар резко, почти крикнув, возобновил чтение после паузы, от неожиданности подпрыгнул официант клуба «Bilingua».
К.С.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением автора статьи.
11.03.2011, 4468 просмотров.