Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Николая Байтова «Энциклопедия иллюзий» (М.: НЛО, 2017)

 

Коммуникация как иллюзия


22 января в клубе «Дача на Покровке» произошло знакомство с «Энциклопедией иллюзий» — собранием крупной поэтической формы Николая Байтова, выпущенным издательством «Новое литературное обозрение». Это тихое, камерное и малолюдное событие, имеет, однако, большую значимость: автор читал поэмы, написанные на протяжении тридцати лет, презентуя не только тексты, но какой-то осязаемый, прожитый и протянувшийся до нас период творческой и личной жизни. Возможность такого проникновения со стороны во внетекстовую реальность осуществлял сам Байтов: между чтениями поэм он доверительно сообщал какие-то сюжеты, связанные с бытованием этих текстов — надо сказать, обычно довольно веселые.

Байтов старался учитывать специфику поэмы и не утомлять слушателей, выбирая, что покороче, и решив остановиться на трех вещах. Прозвучали «Три года», «Фегны», «Лодья», но дальше, как полагается на вечере с действительно заинтересованными слушателями, начались чтения по заявкам.

Как это на самом деле нечасто бывает, Байтов чем-то     похож на свои тексты. Критик Игорь Гулин, написавший к книге предисловие и предпославший презентации свои мысли и соображения о творчестве Байтова, видит в этих текстах «зазор, который позволяет прикоснуться к пространству незримого — не расшифровать или объяснить тайну, но указать на нее». Причем зазор скрыт от неискушенного читателя: внешне все выглядит как будто несложно, «обычно» и в рифму. Сам Байтов тоже выглядит обычно и уж точно не создает романтическую дистанцию между собой — поэтом и условной толпой. Звучит он во время выступления совершенно неактёрски (хотя на свой лад выразительно), но соответственно своему тексту: полускрывая в речи (языке) ее внутренние возможности и напротив, коммуникативные провалы. В этом состоит его последовательный «антилитературный» проект: как поэт и прозаик он не дает читателю приблизиться к читаемому и увлечься, как выступающий он не стремится увлечь слушателя. Ты все за чистую монету здесь принял? — и другие приемы сопротивления «литературному».

Вечер проходил в уютном малом зале клуба, чье пространство срифмовалось с пространством поэмы «Тридцать девять комнат» и, наверное, со временем этой поэмы тоже — по крайней мере, на время презентации тут возник свой самодостаточный хронотоп:

Вот комната моя. Она сама есть мир.
Среди туманностей, галактик, черных дыр
пульсаров, квазаров, кротовых нор
широк ее простор.

 

Виктория Гендлина

Жан-Жак2016 

04.02.2017, 4380 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru