24 апреля на летней веранде клуба «Китайский летчик Джао Да» состоялась первая московская презентация Светланы Тремасовой. Прошла она очень удачно, несмотря на некоторую мистику, сопутствующую событию.
Дальше уже все прошло, как и планировалась. Представил автора публике поэт и культуртрегер Данил Файзов. Сама Светлана Тремасова рассказала не только о «Рыбном дне» — сборнике рассказов, эпиграфами к которым стали строки из ее же стихотворений, но и о книге «Клуб одноногих», объединившей четыре повести и пьесу. Не были забыты и другие ее издательские начинания — стараниями Светланы Тремасовой на платформе Ridero вышли книга стихов и роман саранского поэта и писателя Виктора Мишкина, ушедшего из жизни в декабре 2010 года. Еще один собственный замысел — журнал «Микрокосм» — Светлана планирует запустить осенью 2017 года.
Сказал свое веское слово поэт, прозаик и литературный критик Данила Давыдов: «Книги Светланы Тремасовой рождают надежду, что для жанра прозы в наши дни еще не все потеряно».
Новую книгу Светланы Тремасовой я бы назвала вдохновляющей. Не только«Продуктами» заставлены полки книжных магазинов, издательства торгуют «брендами» — мы все их знаем и можем перечислить вслух, не раздумывая, разбуди нас внезапно хоть самой глубокой ночью. На этом рыночном развале новый чистый голос, рассказывающий о
Да, «рыночная» книжная Москва не знает прозы Светланы Тремасовой. Но копни поглубже, и окажется, что отдельные люди — писатели, поэты, критики, окололитературная столичная тусовка — в
Нельзя сказать, что у этого автора нет выхода к читателям. В конце концов, существует интернет, где можно увидеть и скачать любые тексты. Рассказы Тремасовой публиковались также практически во всех литературных изданиях Саранска, откуда она родом. Она получала региональные премии, вела в провинции семинары для молодых авторов, но вот столичные журналы и издательства не спешат знакомиться с ней ближе. Попадание рассказа «Русалка» в тематический сборник «Эксмо» нельзя, конечно, считать прорывом. Многие авторы годами кочуют из одного тематического сборника в другой — «Странная женщина», «Тест на блондинку»… или что там еще придумают продвинутые редакторы.
Мне кажется, в такой ситуации у писателя есть два пути — мимикрировать «в блондинку» или взять все в свои руки и сделать свой проект. Именно так и поступила Светлана Тремасова. Сборник рассказов «Рыбный день», как и предыдущая книга «Клуб одноногих», издан ею самостоятельно на платформе Ridero — в том единственном приемлемом для автора виде, в котором он вряд ли мог быть издан
Вот, кстати, финальные строчки «Рыбного дня» из рассказа «Карл Линней»:
Моей любимой сказкой был «Стойкий оловянный солдатик». И вот я вырезала из картона дворец, солдатика и танцовщицу, и белого лебедя, и расставила их на полочке тумбы, положила
Ни на секунду не считая себя критиком, воздержусь от глубокого анализа — с этим отлично справилась на презентации книги Татьяна Бурдакова. Эта ее речь, быть может, еще ляжет в основу большой критической статьи. Особенно мне понравилось сравнение прозы Светланы Тремасовой с деревянной скульптурой Степана Эрьзи, где каждая деталь не случайна и занимает единственно верное место.
Здесь можно перейти к
Вообще, Кафка, как мне кажется, наиболее близкий Тремасовой по духу автор. В повести «SHIzoo, или Древняя улыбка Соль» (сборник «Клуб одноногих») он даже непосредственно влияет на поступки одного из персонажей — Любы Сизовой, которая, прочитав «Замок», впала в глубокое отчаяние, потому что роман внезапно оборвался, и она так и не узнала, вернется ли Фрида к К. Взволнованная Люба отправляется в книжный магазин и требует немедленно продать ей продолжение. Далее ситуация становится еще абсурдней, потому что в спор вмешивается помешавшийся книголюб, мутировавший в собаку, днем и ночью охраняющую книжные стеллажи…
Впрочем, об историях Светланы Тремасовой можно рассказывать бесконечно. Такое у них свойство — они затягивают тебя в свой мир, тихо шепчут на ухо, а потом оказывается, что в финале ты немного не тот, каким был в начале первой страницы. Но это, в
Зоя Брылина
25.07.2017, 3197 просмотров.