Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книг Вадима Месяца «Стриптиз на 115-й дороге» (М.: Издательство «Э», 2017) и «Искушение Архангела Гройса» (М.: Издательство «Э», 2018)

Миры Вадима Месяца

26 мая, когда яркое солнышко припекало на даче в Конаково, ко мне позвонил Вадим Месяц и предложил что-то  сказать о его новых прозаических книгах на площадке «Китайский летчик Джао Да». Я немного задумался, но от предложения отказался. Не потому что мне проза Вадима не нравится, я читал его рассказы в толстых журналах и слышал, как он исполняет их со сцены, но такого короткого знакомства недостаточно для понимания.

Воспользовавшись подаренными Вадимом книгами, на выходных я углубился в чтение. Книгу рассказов я скорее просмотрел, а роман «Искушение архангела Гройса» прочитал внимательно и с большим удовольствием.

Рассказы Месяца у меня всегда вызывали противоречивые чувства. Истории, где описывались незнакомые мне ситуации (американские рассказы — «Шарон-Спрингс», «Запах женщины» и другие), звали и манили меня четырнадцатилетним школьником, впервые попробовавшим американскую жевательную резинку. Все эти хайвэи, стриптизы, Гудзоны, Нью-Йорки и прочая заокеанская лабудень, которую я никогда не знал  узнаю ли не знаю) завораживала, как рассказы Довлатова и Буковски.

Но стоило Вадиму начать описывать свою юность, как вера в его миры пропадала, может быть потому, что мы примерно одного возраста и я застал все описанное им в своих историях. Конец восьмидесятых, когда разворачивается действие этих рассказов ( «Книголюбы», «Трусость», «Дикие» и другие), показан, как мне кажется, однобоко, и моя «рядовая правда» в нем не учтена, хотя, возможно, это у меня какие-то маразматические старческие очки, ведь человек свое детство видит в сопливом розовом цвете.

Такое же отношение у меня возникло и к рассказу «Дириндл», в котором показан мир победного Берлина 1945 года. Актер Егор Ковалев прочел его на презентации 28 мая. Но опять же, вполне возможно, моё восприятие военного времени сформировалось не мною, а если хотите, общественным мнением, к которому я привык. Возникло противоречие между миром, который органичен мне, и авторским видением.

Вот в таких смешанных чувствах я взялся за роман «Искушение архангела Гройса» и окунулся в таинственную атмосферу современной Белоруссии, где с первой страницы на вас обрушиваются фантасмагорические события: смена фамилии главным героем и бегство из России в Белоруссию, находки таинственных знаков, воскрешения давно умерших друзей, встреча с Архангелом Михаилом, война со знаменитыми сябрскими кабанами за второе пришествие и восстановление Великого Княжества Литовского. Убойная смесь Лукашенко, Горбачева, Сталина и Гитлера с Витовтом, Ягайло, первым оппозиционером Курбским и его продолжателями Солженицыным и Сахаровым.

Сравнить автора романа с Гоголем, Маркесом, Булгаковым или Сорокиным — это значит обидеть Вадима, потому что это именная проза Месяца, с его исключительным чувством юмора и завораживающим, порою странным взглядом на мир.
Но главное в романе не зацепки, раскиданные вплоть до 134-й страницы, не неожиданно разматывающийся клубок причинно-следственных связей, не то, что текст читается на одном дыхании, а искреннее сочувствие и любовь, которые автор, несмотря на кажущую абсурдность и ироничность повествования, испытывает к Белоруссии, России, Литве, СНГ, Америке. Это проявляется в каком-то бережном отношении к читателю, которого если и дурачат, то по каким-то своим Вадимовым законам, отчего остается в сердце теплое и радостное чувство, как будто тебя пятилетнего папа вывел в зоопарк на Баррикадной, тычет в клетку с жирафом и говорит: «Смотри, сынко, это слон». Ты вроде и понимаешь, что это жираф (воспитательница в садике картинки показывала), но ведь тебе папа сказал!

Я надеюсь, что изменчивая птица-вдохновение, посетившая Вадима при написании этого романа, еще долго не оставит его. По крайней мере, я буду с нетерпением ждать продолжения. Прекрасных и загадочных миров, не описанных Месяцем, осталось еще много.

Вячеслав Харченко

Китайский летчик 

09.08.2018, 2401 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru