Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Пункт назначения». Вадим Калинин (Хуахин, Таиланд)

Кот-как-Заяц вместо Овцы & Обезьяны

Поэтическим вечером это выступление назвать нельзя не только из-за времени начала. Имелась определенная разовость жанра: пакет разнородных высказываний в одном стендапе. Главная тема: изменение письма под влиянием физиологических изменений в авторе после операции (опухоль между основанием черепа и позвоночником; Москва, доктор Кащеев). Пакет не производил впечатления личных переживаний по данному поводу, да из них и не состоял. Речь шла именно об изменениях письма: как оно ощущается со стороны автора (рассказ) и то, каким теперь является (чтение стихотворений).

Основных позиций было две. Исходная: операция убрала овцу — так Калинин определил то, что присутствовало в нем до хирургии. По его словам, последствия устранения состоят в том, что ушли некоторые разнообразные иррациональные (это обтекаемый термин, который употреблен затем, что точных слов Калинина я не записал). Началось отсутствие привычных аффектов. После удаления овцы между мозгом и позвоночником иррациональность, работавшая ранее некоторым инициатором текстов (или их части), пропала, и все сделалось как-то  иначе. Иными словами, она (ну, иррациональность) не была следствием неких неформальных отношений автора со вселенной, но вызывалась физиологической причиной. Вторая: автор перестал ощущать некое незримое присутствие (это уже снаружи). Присутствие кого-то, кого — незримого присутствующего — Калинин определял как обезьяну. Вероятно, следует писать Овца и Обезьяна. Функция Обезьяны состояла в присутствии, наблюдении и экспроприации всего, что производит автор. Собственно, их тут много, они все подряд жрут, вот и автора тоже. Но, поскольку это чувство — его, то жрала она конкретно его. Личная Обезьяна.

Итак, пакет обстоятельств и, соответственно, изменившаяся поэзия. Судя по предуведомлению, устранение этих элементов могло вообще прекратить его поэзию, но нет. Но оно могло превратить ее в нечто простое, последовательное и т. п. — о чем и сказал автор. Существенно, что Калинин сам задал рамку этого чтения, введя своих Овцу и Обезьяну — нарисовав, как это ему видится. Конечно, факт предъявления этой рамки говорит о том, что ничего никуда не делось, иначе бы в текстах возникли печаль и уныние. Если бы тексты вообще возникали. Может, Животные выступали более-менее внятными маркерами состояний, в которых автор приступал работать. Ушли, ну и что: отсутствие присутствия Овцы и Обезьяны — тоже присутствие.

А с рациональностью и упрощением (автор все же на этом настаивал) всегда неровно. Уж и не знаю, что его там оставило, тут же не анализ текстов, а отчет о мероприятии. Воспринималось не очень рационально, аннулирование простоты, во всяком случае, происходило всё время. Ок, нарративы, история, которая рассказывается до момента, пока не возникнет некое переключение и нарратив как бы даже и пошел лесом. В нем обнаруживается, наконец, точка, то есть дырка, откуда высунулась другая логика. Она может вылезать дальше, может лишь выглянуть. Вообще, рецензент же повелся на то, как выстраивал свой мессидж автор, а можно и не вестись, но цитировать, не выясняя, откуда что взялось.

* * *

На его лице подушка лежала,
Вызывая какую-то густую и влажную нежность,
Я навалилась на нее всем телом,
Крепко ее сжала и завизжала
В бедную постельную принадлежность.
Потом я так с ней и ехала меж двух констеблей,
На влажном сиденье,
В запахе ревеня и реки,
Мне казалось,
Что руки мои тихонько хрустят,
Как ревенёвые стебли,
И остро пахли лыжной мазью
Мои шерстяные брюки и башмаки.
В тысячах километров отсюда
Человек одетый как дачник,
Вдруг понял в косом луче,
Над полным форели ручьем,
Что секунду назад он хотел
Написать о чем-то  прозрачном,
Но сейчас совершенно не может
Вспомнить о чем.

Еще раз: поскольку выступление было в форме мессиджа, то речь о сумме впечатлений, а не о стихотворениях. Трансформация, хоть и физическая по факту, имела психофизические последствия. Само собой, ситуация двояковыпуклая: для автора — изнутри, для слушателя — снаружи. Как там себе это видит автор — его дело, а со стороны видно иначе (что до утраты нашептывающей иррациональности). Тексты выглядят как перескоки из прозрачной рациональности к прозрачной же — и еще более прозрачной — не совсем рациональности. Вот так она действует, когда не привязана к конкретным фишкам (Овца, Обезьяна). Во всяком случае, не привязана официально.

* * *

В комнате было несколько школьников
В костюмах ковбоев,
А несколько в повседневной одежде,
Я стоял на коленях перед тобою,
В пустой растворяющейся надежде.
Одна моя рука находилась в эмалевом тазу,
В который падали капли
Из мокрого пятна на сереющем потолке,
Твердый и теплый молочный зуб
Держал я в другой руке.
За спиной моей дышал кто-то  сырой и огромный,
И я старался не думать о том, кто он такой,
Правая моя бровь была так длинна,
Что касалась вершины колонны,
У подножья которой растекалась лужа,
Белая, как молоко.
Я поднял голову, чтобы увидеть твое лицо,
Но там была только ветка,
Нечеткая на фоне слепящего солнца,
За нею была видна,
Сухая и желтая коническая птичья клетка.
В ней была канарейка, которая пела.
Но из клюва ее вылетала лишь тишина.

Поскольку мероприятие -дело общественное, следует упомянуть и некоторых присутствующих. Не ради светскости, а чтобы косвенно сообщить, литераторов какого типа интересует эта поэзия. В частности, пришли А. Прокопьев, О. Зондберг, С. Соколовский, Е. Лесин, Я. Выговский; А. Сен-Сеньков собирался, но к 16:00 не успевал). Ну и еще один текст, из которого следует, что без Овцы и Обезьяны можно обойтись хотя бы потому, что еще есть Кот-как-Заяц. Разумеется, исполнители всегда найдутся.

* * *

Кот скачет как заяц и хочет пожрать
Голень куриную,
Сердце свиньи,
Нить тополиную,
Грёзы мои,
Странную бодрость
И нежеланье спать,
Кот скачет как заяц и хочет пожрать.

Кот скачет как заяц и хочет пожрать
Медную тень
Средь горячего дня,
Сладкую лень,
И тебя, и меня.
Всё, что успел я построить и написать.
Кот скачет как заяц и хочет пожрать.

Кот скачет как заяц и хочет пожрать
Пальцы гекконов,
Рыбьи глаза,
Своды законов.
Что ты сказал?
Да и детей,
А так же отца их и мать,
Кот скачет как заяц и хочет пожрать.

Кот скачет как заяц и хочет пожрать
Тень от руки
На вечерней стене,
Ветку реки
В приоткрытом окне,
Теплое место,
Где было так сладко играть.
Кот скачет как заяц и хочет пожрать.

Кот скачет как заяц и хочет пожрать
Штрих неудачный
На чистом листе,
В звонкой прозрачной
Слепой пустоте,
Где невозможно что-либо  перестать,
Кот скачет как заяц и хочет пожрать.

Андрей Левкин

P.S. Собственно, выступление есть на ютубе

Китайский летчик 

20.07.2019, 332 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ ФC77-58606 от 14 июля 2014
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru