Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Зум назначения». Презентация книги Татьяны Миловой «И краткое» (М.; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2020)

План укреплений Портсмута?

11 декабря в Зуме прошла презентация книги стихов Татьяны Миловой «И краткое». Это название ассоциируется с выражением «расставить точки над „i“» и одновременно напоминает о краткости существования, заметил во вступительном слове саратовский литератор Алексей Александров, которому посвящено одно из стихотворений в книге:

* * *

Деревня тётка глушь Саратов глушь
Прикид цепочка жёлтого металла
Огней так много золотых как луж
Под фонарём одним на три квартала…

…прочитанное позже и сочетающее (что и в целом отличает стиль Татьяны Миловой) иронический избыток литературных и культурных аллюзий с глубоким лиризмом.

Также Алексей Александров обратил внимание, что книга вышла в серии, где издаются значительные современные поэты, такие, как, например, Александр Переверзин, Андрей Василевский, Виталий Пуханов.

Татьяна Милова рассказала, как складывалась эта книга, вышедшая после значительного перерыва — двадцать два года спустя после первой, — как выстраивалось содержание и структура и как тщательно подбирался тон обложки. Не без сарказма добавила: «Для меня явилось сюрпризом, что обложка стала глянцевой, так что я теперь глянцевый поэт, что для меня это несколько неожиданно».

Но «глянцевый не значит гламурный» — немедленно откликнулись в чате. Трудно найти менее подходящие определения, чем эти два, для стихов Татьяны Миловой — изящных по форме и «умных», по слову литературного критика, поэта и прозаика Данилы Давыдова, который не только написал «две строчки на заднюю обложку», но и произнёс впечатляющий литературоведческий экспромт, назвав автора уникальным поэтом в современной русской поэзии. «Хороших поэтов много. Вот хороших и умных несколько меньше, — пояснил он. — Когда поэт работает в какой-то одной формуле, у него есть набор поэтических метасюжетов, узнаваемых координат, говорить о нём просто, но скучно. А если в каждом тексте автор создаёт сверхзадачу и пытается её разрешить, говорить о таком поэте чрезвычайно сложно и в то же время интересно».

Чтение стихов было разделено на три части и заняло около двух часов. Слушатели отрицали усталость и желали слушать ещё. Кажется, испытанием чтение было для автора. «Я впервые читаю в Зуме, смотрю в чёрное дуло камеры, это несопоставимо с аудиторией, простите, что я сбиваюсь, действительно тяжело», — призналась в заключение Татьяна Милова. Но кроме неё самой, кажется, никто не заметил никаких изъянов.

Во время небольших перерывов сохранялась такая тишина, которая возникает после серьёзной музыки.
Вопросов к автору было немного. Один из них задал поэт Дмитрий Веденяпин: «Как бы ты сама определила, что изменилось в твоей поэтике и поэзии за эти двадцать два года, что ты поняла и почувствовала?»

«Не могу сказать, что я поняла что-то такое судьбоносное, что я узнала своё число сорок два, — ответила Татьяна Милова, — боюсь, что всё к худшему, что мы на цыпочках мелкими шажками уходим из этой жизни, уходим с позиции участника на позицию наблюдателя. Тексты становятся суше, строже, в чём-то ломанней, думаю, что эмоций стало меньше». Но подчеркнула при этом, что итог, возможно, не окончательный, процитировав строчку «Не смею дожить до последней своей правоты» из финальной строфы своего едва ли не самого сложного и многоуровневого стихотворения, прочитанного раньше:

Так, дрожа, изгоняя навязчивый образ воды, —
Как забитые двери назло запирают на ключ, ¬- но
Повторяя, как попка: приятели — прежде — пруды,
А не якобы пруд ¬¬- лучше призрачно, чем однозвучно, —
Получаю итог, в чём и рву его собственноручно,
И не смею дожить до последней своей правоты.

(«Все со всеми когда-то встречались на этих прудах…»)

Дмитрий Веденяпин с этим определением не согласился: «Мне кажется, что по большей части твои стихи эмоциональны и чрезвычайно трогают».

Соединение виртуозности с откровенностью, свойственное стихам Татьяны Миловой, отразилось в предпосланном книге эпиграфе. Кажется неслучайным, что он взят из детектива. Читателю «И краткого» предстоит встреча с трагедией и распутывание загадок, как и ценителям этого «низкого» жанра, а сам факт отсылки к нему демонстрирует первый ход (само)иронической игры, которая составляет одно из свойств поэтики Татьяны Миловой. Эпиграф взят из «Девушки в поезде» Агаты Кристи: «На первый взгляд вы как будто правы: обыкновенное любовное послание. Но попробуйте линией соединить все точки над „i“, и вы получите… план укреплений Портсмута!»

Но даже когда мы получили план укреплений, не стоит забывать, что перед нами любовное послание.

Ольга Сульчинская

Зум назначения 

13.12.2020, 1473 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru