Леонид Костюков
Некрологи практически всегда банальны, потому что лучше быть живым, чем мёртвым; это очевидно и банально. И лучше иметь дело с живым, чем с мёртвым.
Мы познакомились семнадцать лет назад, когда я написал о его книге «Сто восьмистиший и наивный Гамлет». Через день или два после выхода рецензии Александр Павлович мне позвонил, потому что лучше живой голос, лучше пить чай на маленькой кухне. Он не любил сладкого, я приносил ему к чаю сыр.
Ещё он не любил, когда его называли автором «Пусть бегут неуклюже…», — и совершенно обоснованно, потому что у него были стихи глубже, мощнее — ряд можно длить очень долго. И
Он любил футуристов и особенно Хлебникова; я — акмеистов. Я считал, что стихи вырастают скорее из молчания, он — что из обыденной речи. Он очень любил море, Гришу Дашевского и Машу Степанову. У него было обострённое чутьё на живое — даже в неудачном стихотворении он нащупывал
Авторское чтение Александра Павловича отличалось от чтения собратьев по цеху — он не стеснялся смаковать отдельные места, любоваться ими. В нём (в авторе или чтении? в обоих) не было сдержанности и стёртости.
Настоящие поэты пишут, когда не могут не писать. (Это тоже банальность). Но лишь немногие — Херсонский, Гандельсман, Тимофеевский — часто не могут не писать. Такие поэты — вроде как несущие конструкции всего здания русской поэзии.
Подобно любимому им Арсению Тарковскому, Александр Павлович похоронил сына и ненадолго пережил его. Надо надеяться, они встретились, тем более что вокруг — Рождество.
Юрий Цветков
Умер Александр Павлович Тимофеевский. 88 лет. Замечательный поэт и человек. Сколько встреч, общений, пересечений… Сколько презентаций, вечеров… Десятки (персональных и коллективных). Поездка в Дунино с ним и Натальей Горбаневской… Всё равно иногда обижался, что мы его вроде мало зовём выступать. Помню, я в душе, звонок. «Вы меня не включили в выставку „Литературная Атлантида: поэтическая жизнь
Несколько воспоминаний.
На «Полюсах» с ним и Алексеем Цветковым, которые мы проводили ещё в 2006 году в «Пирогах на Никольской». Больше ста человек пришло, яблоку негде упасть. Оглядел зал критично: «Но это не на меня». А Андрей Родионов на вечере был в восторге от его «Тридцать седьмого трамвая». После. Застолье.
У «КИ» есть традиция. Каждый год на 9 мая мы едим в Подмосковье в Дунино, где был один из последних рубежей обороны Москвы 1941 года. В
Мы с ним иногда пересекались на кинопремии «Ника». И вот о чём там всегда говорили. Это была наша тема. Он, как и я, всё время горячо ратовал, чтобы в премию ввели номинацию «Песня», чтобы награждали не только режиссёров, актёров, операторов, костюмеров
Рифмовал всё со всем. Не мог
Лев Оборин
Я знал Александра Павловича лет, наверное, двенадцать — однажды он позвонил мне, чтобы поблагодарить за
Когда я бывал у них дома (где висели рукописные стихотворные плакаты Александра Павловича с обращениями к гостям и домашним, в том числе к коту), мы говорили о Пушкине и Хлебникове, Александр Павлович читал свои стихи, вспоминал ушедших друзей ( «Друзья мои ушли давно, / А я один
Однажды Александр Павлович подробно рассказывал о замысле своей поэмы «У омута». В четыре года он чуть не утонул, его спас отец. «А что, если я всё это время на самом деле остаюсь под водой и у меня есть выбор: вернуться в четыре года и уйти к Богу?»
Течёт вода на быстрину,
Кружит водоворот,
И я волчком иду ко дну,
Но всё во мне поёт.
Восторг звенит в моей груди,
В глазах моих круги:
Отец земной мой — погоди,
Небесный — помоги!
В 2011 году мне довелось устроить вечер Александра Павловича в клубе «Гарцующий дредноут». Тимофеевский пришёл в клуб в дурном настроении: накануне произошло
Когда я читал одну из последних книг Александра Павловича, большое избранное, вышедшее в «Воймеге», меня
Дорогой Александр Павлович, спасибо вам за всё — и простите за всё, что могло быть не так.
Анастасия Строкина
Многие верят, что тому, кто покинет земной предел в один из праздников — Пасха ли, Рождество, Успение Богородицы — будет светлее, будет благословеннее на том, новом пути.
Так ли это, нет ли — я не знаю. Но с такой мыслью спокойнее отпускать дорогих людей.
Александр Павлович Тимофеевский — поэт, эссеист, сценарист, ушёл от нас 7 января 2022 года.
Наверное, в нашей стране нет ни одного человека, кто бы не знал песенку крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже…». Сам Александр Павлович подшучивал над этим, дескать, так и останусь автором одного стихотворения. Иногда он оставлял мне на книгах забавный автограф — «От крокодила Гены». Так мне это понравилось, что я тоже стала подписывать свои книги от имени персонажей. И это мой такой маленький привет Александру Павловичу.
Для многих он был и другом, и первым читателем, и советчиком. Для меня же лично он стал человеком, который
Я помню, как он звонил и радостно делился тем, что, например, перечитал «Евгения Онегина», как мы обсуждали его новые стихи, и даже иногда спорили о тех или иных строчках.
Это был человек
Перед уходом Александр Павлович выложил своё стихотворение 2010 года — «Рождество». Незамысловатые, казалось бы, строчки: младенец, добро, свет. Но финал стихотворения обезоруживает, особенно когда понимаешь, что это последнее, чем поделился поэт. Он и здесь как будто улыбнулся, как будто сказал нам: «Ну вы чего! Ладно вам! Всё хорошо!»
Рождество
Когда вошли в пещеру гости,
Младенец улыбнулся им,
И вдруг не стало в мире злости,
Мир на мгновенье стал другим.
Он улыбнулся так невинно,
Как будто бы растаял снег,
Как будто сразу именины
И день рождения у всех.
Как будто после долгих странствий
Они пришли к себе домой,
Как будто все в родстве и братстве,
И лето сделалось зимой.
И так прекрасна и лучиста
На них глядящая звезда,
Что смерти больше не случится,
Не будет просто никогда.
Ян Шенкман
Умер Александр Павлович Тимофеевский.
Сейчас все пишут в некрологах, что он автор песни крокодила Гены из мультика про Чебурашку. Это самое меньшее, что можно о нём сказать. Александр Павлович был поэтом на физиологическом уровне, до такой степени, что время от времени говорил стихами. Он дышал поэзией, говорил о поэзии, жил ею. Меня это пугало, я считал, что стихи — это
При этом жизнь его как поэта сложилась максимально неудачно. В юности он напечатался в самиздате вместе с Бродским и другими корифеями, был вызван в органы и запрещён на тридцать с лишним лет. «Никогда ваше имя не будет звучать в этой стране», — сказал генерал Цвигун.
Никогда кончилось для него в 1992 году. Когда вышла его первая книжка, Тимофеевскому было под пятьдесят. Он и в перестроечный бум не попал, печатали молодых, борзых, антисоветских, авангардных.
Его история — история аутсайдера. Человека, разошедшегося со временем настолько сильно, насколько вообще возможно. При том, что поэт он настоящий, сильный. И человек сильный, слабый бы такого не выдержал. Вот я, например, не выдержал, сдался. А он стоял до конца. И даже написал по этому поводу: «Я разминулся со временем. / Такой анекдот, господа. / Я в правильном шёл направлении, / А время пошло не туда». А прозой объяснял мне так: «С главной точки зрения, вообще не важно, печататься или нет. Есть замечательный рассказ Марка Твена, герой которого попадает на небеса и узнаёт там, что лучший поэт Земли не Шекспир, не Гомер, не Данте, а некий сапожник из Ньюкасла. Почему? Видимо, он не печатался ни в издательствах, ни в толстых журналах, ни в интернете, а просто тачал сапоги и писал стихи. И Господь обратил на него внимание».
Время действительно идёт не туда, это все чувствуют. А вот как себя вести, тут каждый решает сам.
Последние два года, очень трудных для пожилого человека (изоляция от людей была для него мукой, он хотел общаться, говорить, слушать), я время от времени звонил ему, теперь дико жалею и стыжусь, что редко. Приезжать было опасно, но мне хотелось его поддержать. А на самом деле это он меня поддерживал. Просто тем, что существовал и писал.
Александр Переверзин
Умер Александр Павлович Тимофеевский. Умер на Рождество, удостоившись особой Божьей милости. Он прожил долгую жизнь, полную трагических и счастливых событий. В детстве чудом остался в живых, был вывезен из блокадного Ленинграда, получал от органов запрет на профессию, хоронил самых близких людей.
В последние пятнадцать лет мне посчастливилось дружить и часто общаться с ним, и я заметил одну особенность: Тимофеевский мог читать наизусть стихи непрерывно. «А вы помните у Тарковского…», — спрашивал Александр Павлович и начинал цитировать Тарковского. Потом шли Цветаева, Ходасевич, Хлебников, Блок или Лермонтов. Затем современники — Бродский, Чудаков, Дашевский.
Другой особенностью Тимофеевского, которая сразу обращала на себя внимание, была его скромность и желание оставаться в тени. Он никогда не афишировал своё участие в конце пятидесятых в неподцензурном альманахе «Синтаксис»; сокрушался, когда на каждом шагу вспоминали, что он написал всем известную песенку «Пусть бегут неуклюже / Пешеходы по лужам»; огорчался, если его соотносили со знаменитыми
Ездил в Переделкино к Пастернаку, который был старше его почти на полвека, дружил с Летой Югай, которая на полвека младше. Свидетель целого века русской поэзии. Его нелегальный участник. Масштаб творчества Александра Тимофеевского ещё неочевиден для современников. Я хорошо знаю его стихи, мы сделали несколько книг. В своих главных стихах Тимофеевский достиг таких вершин, при взгляде на которые захватывает дух и возникает белая поэтическая зависть.
Тимофеевский любил путешествовать. Мы ездили в Казань, Киров, Кострому, Вологду. Впервые оказавшись в Ферапонтове, Александр Павлович был так потрясён фресками Дионисия, что попросил о возможности прочесть стихи в храме Рождества Богородицы. Ему разрешили. Наверное, единственный раз в стенах этого средневекового собора звучали стихи. Стихи как молитва. Стихи как оправдание жизни. Стихи как победа над смертью.
Смертный сон никому не опасен,
Добрый сон… Самый крепкий из снов,
И таинственен так и не ясен
Ускользающий смысл его слов.
Это строки из стихотворения Александра Тимофеевского «Сон». Пришло время открывать таинственный смысл слов поэта.
09.01.2022, 2164 просмотра.