Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Поэзия. XXI век. Вечер третий: «Коронавремя». «Стихи. Актёрское/авторское прочтение»

Ника Третьяк

Жизнь — театр, и люди в нём поэты

Прошедший 16 декабря вечер «Поэзия. XXI век» в театре Et Cetera хочется назвать игрой контрастов. Такое широкое определение как нельзя более подходит для мероприятия такого масштаба — серия началась ещё в 2016 году, и недавний, третий по счёту вечер не мог обойти стороной последствия пандемии. Тема «Коронавремя» взята неслучайно, она объединяет поэтические тексты, написанные и опубликованные во время пандемии. Прозвучали стихи Николая Александрова, Анны Аркатовой, Дмитрия Веденяпина, Дмитрия Воденникова, Юрия Кублановского, Алексея Кубрика, Вячеслава Куприянова, Марии Малиновской, Анатолия Наймана, Виталия Пуханова, Ольги Седаковой, Данила Файзова, Юрия Цветкова, а также ушедшего в этом году Виктора Коваля.

Стоит начать с того, что всё — от основного действа до нюансов — произвело яркое впечатление. Новая часть театра блестит свежестью и новизной, чем отличается от Малого зала, где проходило мероприятие — тёмные стены и портьеры, деревянный настил, как и стулья зрителей, издаёт ностальгический скрип. И всё же именно этот зал кажется родным. Пространство между наблюдателями и выступающими выстроено так, что сцена повторяет ступенчатость зрительского зала. Можно даже сказать, что все присутствующие — зрители друг друга. Как пишет Елена Дорогавцева в заметке о второй вечере серии 2017 года, это был «маленький, уютный зал с мягким приглушённым светом. Чувствовалось приподнятое настроение публики и тревожная готовность участников, сидевших на самой сцене, среди стопок книг, и за столиками, расставленными полукругом». Хотя и оформление осталось прежним, и книги стопками, и столы полукругом, в этот раз зрители рассаживались перед пустой сценой. Только когда все истомились в ожидании, а опоздавшие так и не успели опоздать, из-за занавеса стали по одному выходить поэты и актёры.

Как было устроено чтение? У каждого поэта был читающий его стихи актёр (один или несколько), который первым выходил на авансцену и декламировал. При этом имена актёров не объявлялись, а потому без программного листа или зрительского опыта нелегко было сориентироваться. И после этого актёр объявлял имя автора прочитанных стихов — а далее либо сам автор выходил на сцену, либо его показывали на экране в видеозаписи. Получалось так, что первостепенная роль отводилась поэтам, нечасто читающим с театральной сцены, а актёры транслировали поэтическую речь, поддерживали живость и непринуждённость. Когда соединяется и актёрское, и авторское чтение, выделять одно или порицать другое вовсе не хочется. Итак, актёры и поэты поменялись местами, и было увлекательно сравнивать результаты этого удачного эксперимента. Пойдём не по порядку, но по произвольному потоку впечатлений.

Вечер открыла России Татьяна Владимирова; её мерный голос удивительно сочетается и с классическим слогом стихотворений Алексея Кубрика, и с проникновенными текстами Ольги Седаковой. В паре с Наталией Житковой выступала со стихами Анна Аркатова, с Анной Диановой и Евгением Тихомировым — Николай Александров, также с Анной Диановой — Вячеслав Куприянов.

Егор Гордиенко читал стихи Данила Файзова; в звучании слышались и хлёсткая ирония, и тотальная грусть. Стихи Юрия Кублановского в исполнении Гордиенко приобрели мечтательный тон, и каждый зритель на мгновение превратился в созерцателя. В том же исполнении добрый юмор и философичность текстов Юрия Цветкова звучали не менее напористо, чем из уст автора, и вызывали на диалог.

Хочется поздравить с дебютом в программе Наталью Баландину, читавшую стихи Марии Малиновской. После их выступления ещё какое-то время длилось затаённое волнение необъяснимого свойства.

Каждое чтение содержало в себе некую не поддающуюся вербализации собственную атмосферу — в сочетании с сильными текстами она производит эффект перепада электрического напряжения, другими словами, тот же «кáтарсис или катáрсис»[1].

Нередко возникали забавные совпадения, когда текст фразой или словом пересекался с узнаваемой зрителем действительностью. Такие моменты могут казаться неважными, зато они сразу выходят из ранга случайности и добавляют ощущение игры. Так случилось с одним из стихотворений Данила Файзова «горожанин видел репу подсолнухи эт сетера». Кроме того, прозвучали строки «ты помнишь Алёша Пуханова вроде», и сразу после них на сцену вышел Егор Шевченко со стихами Виталия Пуханова. Сергей Гейченко в заметке на  «Годе литературы» высказал мнение, что актёр и поэт, Шевченко и Пуханов — максимально непохожи, а мне показалось совсем наоборот — я бы назвала их читающую пару самой харизматичной, несмотря на грустную или задумчивую интонацию некоторых текстов.

Мария Скосырева объединила звучанием голоса стихотворения Ольги Седаковой, Анатолия Наймана, Виктора Коваля. Особенно хочется отметить последнее чтение — полубезумный танец тела и слов, словно они стали музыкальными инструментами — действительно, таковы внутренние, скрытые силы текстов Коваля. И лишившись поэта, казалось, мы лишились того, кто способен совершать чудо во время их чтения, вынимать из фраз и ритмов завораживающую музыку. Это было очень непростой задачей, тем не менее, Мария Скосырева и Кирилл Лоскутов блестяще с ней справились. Особенно Кириллу удалось воспроизвести те нижние регистры мужского голоса, которые то вскакивают в быстром темпе, то замирают и расплываются в тянущихся гласных. Их выступление, признаюсь, заставило меня изо всех усилий сдерживать искренний смех от радости. Иногда даже приходилось прерывать эту полную вовлечённость, оглядываться — не хочется ли тоже кому-нибудь , забыв обо всех приличиях, хохотать? Но в конце точно смеялись все, и громко-громко аплодировали.

И это ещё не всё. Стихов было много, очень трудной мне как зрителю представляется задача удерживать внимание без перерыва, но всё-таки без особенного мастерства (или колдовства) автора проекта, Ольги Матвеевой, здесь не обошлось. Предпоследними в этот вечер читали Дмитрий Воденников с Елизаветой Рыжих: признаюсь, непривычно и захватывающе было слушать тонкую, чеканную лирику в исполнении сильного, порывистого голоса актрисы; стихи Воденникова открылись с новой стороны. Конечно, нельзя упустить и редкий, забавный казус — актриса смелым движением руки усадила поторопившегося поэта рядом с собой, и они вместе — попеременно и хором — прочитали последнее стихотворение из программы Елизаветы; только после этого Воденников начал свою сольную часть выступления.

Завершали вечер тексты Дмитрия Веденяпина во вдохновенном исполнении Евгения Тихомирова, и здесь сложилась весёлая ситуация. Переполненный волнением, Евгений на несколько секунд подзабыл следующие слова, но поэт, сидевший за его спиной, пришёл ему на выручку — Веденяпин добродушно подсказывал Евгению, внимательно следя по тексту, вслух поправлял неточные места. На такой мажорной ноте прошло выступление Дмитрия Веденяпина, и вечер закончился бурными овациями.

Надо сказать, что актёры и поэты необыкновенно подходили друг другу, их образы легко взаимодействовали, словно маски и движения актёров в древнегреческой трагедии (разве что исключить их однозначность). И серьёзность, и строгость, и печаль, и жизнерадостный юмор, и романтическое настроение, непередаваемые оттенки всего этого — именно об этом «игра контрастов». Хочется передать благодарность всем организаторам и участникам, создавшим удивительно органичный формат — пусть же славная традиция серий «Поэзия. XXI век» продолжает радовать и публику, и сам театр.


 Цитата из стихотворения Виктора Коваля «Мимо Риччи», звучавшего на вечере в исполнении Кирилла Лоскутова.

Et Cetera 

30.12.2021, 899 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru