Клементина Ширшова
26 декабря в клубе «Массолит» состоялась презентация «Книги улиц» (М.: Воймега, 2014) московского поэта Евгения Тарана. Данил Файзов, организатор вечера, представил автора книги и упомянул о его занятиях фотографией, связав умение Евгения поймать удачный кадр при помощи камеры со способностью сделать то же самое, используя силу слова.
Затем к микрофону вышел сам Евгений Таран. Его выступление условно подразделялось на две части, в первой из которых прозвучали стихи из презентуемой книги, во второй — новые, ещё неопубликованные:
в доме 8 никто не живёт
в доме 10 никто не живёт
не живёт в доме 3 и 5
но живёт
он ночами выходит и ждёт
в дом 8 заходит и ждёт
в дом 10 заходит и ждёт
но никто к нему не приходит
Поздравления с выходом сборника произнёс главный редактор издательства «Воймега» Александр Переверзин, который отметил приятную лёгкость в совместной с Евгением работе над «Книгой улиц» и оценил его открытость новым идеям.
Данила Давыдов говорил об уникальной поэтической интонации автора, «не показывающей себя гротескной или невротической, но при этом, безусловно, глубокой».
Завершил череду высказываний Юрий Орлицкий, назвавший автора «городским поэтом» за особый дар чутко воспринимать дух каждого места, в котором он побывал, и передавать его другим людям через свои произведения.
Впрочем, о каких бы местах или улицах ни шла речь, когда дело касается поэзии Евгения Тарана, его стихи остаются наполненными тонкой экзистенциальной материей, не поддающейся ни вещественному, ни географическому определению.
Лена подписана Леной.
Оля подписана Олей.
Света подписана Светой.
Гарик никак не подписан.
Лена придёт во вторник.
Оля придёт в субботу.
Света придёт в понедельник.
Гарик никогда не придёт.
С Леной учились в школе.
С Олей — на одном курсе.
Со Светой — работали вместе.
Гарика не знал никогда.
В последнее время литературные критики присматриваются к Евгению Тарану всё более и более пристально, отмечая его стремление «выработать новое зрение и новую эстетику» — как написала Людмила Вязмитинова в статье «Критика выходит на сцену», опубликованной в журнале «Лиterraтура» (№ 33, 2014).
В том же тридцать третьем номере помещена рецензия Наталии Черных под названием «Пройти по городу», которая открывается предложением: «Разговор о новой книге стихов — и очень необычных стихов», здесь речь идёт, конечно, о «Книге улиц»».
Действительно, стихи Евгения Тарана располагают к тому, чтобы отнестись к ним внимательно: вчитаться в смыслы и рифмы, подумать над игрой слов, прочувствовать каждый текст и, как следствие — ждать, когда автор вновь явится, поведёт за собой и проложит для нас дорогу в новое измерение.
Тигры в шампанском купались
Но понимали едва ли.
Думать могли
Тигры на крыше отеля.
Рушился миропорядок.
День был томительно жарок,
И не хватало рейхсмарок.
Трупы в шкафу подвизались
Ружья на стенах стреляли
По незаряженной цели.
Прочее мутной рекою
В бурное море стекало.
Только хотелось покоя,
Но унесли одеяло.
30.12.2014, 532 просмотра.