Света Литвак
Жизнь идёт неспешно, очень хорошо
С 2008 года продолжается традиция КИ 1 июня, в день защиты детей, собирать этих самых детей на разных культурных площадках, последние несколько лет в Российской государственной детской библиотеке. Расслабленность, эйфория начавшихся летних каникул, дружеская, даже семейная обстановка располагают к задумчивой рассеянности восприятия. Стихи читают дети. Дети читают стихи друзей своих родителей. Родители — современные поэты и поэтессы. Выступают не только дети, но и внуки поэтов. Дети и внуки растут, из года в год появляются новые и новые чтецы. Дети сами начинают писать стихи. И даже произносить речи. Сами поэты впадают в детство. Процесс преемственности, непрерывности литературной жизни в потоке, такое поэтическое обыкновение.
Как нельзя кстати 4 июня я посмотрела спектакль «Горка» в Зеленоградском театре «Ведогонь», где взрослые актёры играют детей в детском саду. И с выражением читают стихи. Взрослые играют в детей. Поэты играют в детские игры. Поэтические строки из детских уст звучат несколько иначе, если не совсем по-другому. Если для чтения выбираются стихи, написанные для детей, тогда всё просто. Но если они читают серьёзную лирику, это уже очень интересно.
Герман, сын Валерия Нугатова, прочёл стихотворение Михаила Соковнина, одного из основателей русского поэтического минимализма и конкретизма. Серьёзная заявка. Прозвучало стихотворение «Обсерватория». Не менее серьёзной была заявка на поэтическую премьеру: Герман прочёл свои собственные стихи уже второй раз (первый раз год назад) перед профессиональным собранием. «Март» ( «Утром небо хмурится…») и «Голубой простор». Ничто так не ободряет начинающего поэта, как поощрительное слово постороннего. И пусть в стихах и небо хмурится и грозные скалы в море стоят, но, как и полагается композиции классического художественного произведения, интрига заключается в противоречии между логикой и настроением, потому что, несмотря ни на что, «В голубом просторе / Где-то далеко / Жизнь идёт неспешно, / Очень хорошо!»
Агата, дочка Данила Файзова, продекламировала стихи Алексея Цветкова: «Кто шершавый, кто зелёный…» про крокодила и стихи о других животных из книги «Бестиарий». Очень артистично, с выражением, интонациями, театральными жестами и прекрасной артикуляцией. Профессионально. И неожиданно, на удивление своих родителей, сделала политическое заявление. Авторитетно заявила, что 1 июня — день защиты детей, не для того, чтобы защищать их от каких-то врагов. Надо защитить их от того, что у них нет прав. Разве у детей нет прав? У них есть права! Вот так! Родители обещали поговорить с воспитателями в детском саду на эту тему.
Аня, дочь Александра Переверзина, выбрала для чтения стихотворение Андрея Усачёва «Леталка». Затем стих своего папы «Салака и собака», название которому придумала сама. Читала, акцентируя эмоционально каждую строку, вдумчиво, с пониманием и сочувствием к персонажам. Публика восхищённо аплодировала.
Анна, дочь Дмитрия Гасина, читала, улыбаясь. Это было стихотворение Дины Бурачевской «Как будто». Стихотворение дурашливое, воображалистое, фантазёрское. И исполнено было с выражением истинной проказницы и даже лукавой обольстительницы: «И чтобы все, кто бились / Три ночи и три дня, / Как будто бы влюбились / Как будто бы в меня». Спасибо Ане, она открыла для меня эту поэтессу.
Настал черёд более взрослых детей и даже внуков. Вышел уже признанный высокой поэтической аудиторией Савва, внук Николая Байтова. Его стаж выступлений в этом проекте уже лет семь. На этот раз он прочёл стихотворение Светы Литвак (то есть моё). Стихотворение 2021 года, где главными персонажами являются разные виды оружия и буквы, на них выбитые или процарапанные, из которых складывается слово «вОjNa». Читал серьёзно, с настроением. На мой взгляд, немного торопливо в конце, ну, я, конечно, буду придираться, ведь это моё стихотворение. Савва вообще мой любимый чтец. Когда мы вместе жили на Алтае летом 2015 года, я перевела там с немецкого стихотворение Стефана Георге, а Савва его выучил на немецком и на русском. Причём, читал с хорошим произношением, не зная языка, чем меня поразил. И выступил с ним в Москве 1 июня 2016 года, снискав заслуженные овации.
«Не царское это дело — учить стихи наизусть», — заявила Арина, дочь Татьяны Риздвенко, тоже постоянная участница программы. Прозвучало стихотворение Анны Аркатовой «Инсект-стансы» и стихотворение Владимира Пимонова «Корова лезла на акацию…». Ироничное чтение уже взрослого, не ребёнка. Вот и случилось очередное чудо: дети выросли. На чьих стихах — на стихах друзей своих родителей.
И завершило вечер выступление Лили (Бусинки), дочери Алексея Денисова и Елены Кругловой. Лиля в нарушение правил чтений (как и Аня Переверзина) читала стихотворение своего папы «Памяти Джорджа Ромеро». Родители объясняли это так: я являюсь другом моей жены (мужа), поэтому дочь читает стихи друга одного их своих родителей. Однако это объясняет только тот случай, если оба родителя — поэты. Я как куратор очень хорошо знаю, что чистоту и букву проекта, имея дело с разными живыми людьми, выдержать практически невозможно.
Но это только бурчание педанта, не более того. Все дети — молодцы, родители — тоже, кураторы — на высоте. Каждый из выступавших получил почётный диплом, шоколадку на выбор и одну из предложенных библиотекой детских книг в подарок.
Когда мои дети были ещё в возрасте детей, они, кстати, тоже любили читать стихи моих друзей. А именно Германа Лукомникова и Льва Рубинштейна. Комплект библиотечных карточек Льва Семёновича был одним из самых любимых чтений-игр. Дети читали их вслух по очереди, едва дожидаясь своей. Хохотали вместе почти над каждой фразой. Особенно их радовали карточки со словом «пауза». Я удивлялась, как шести-семилетние дети так понимали эту взрослую иронию! Мой сын даже писал подражания. Но тогда Данил Файзов и Юрий Цветков ещё не придумал такого замечательного проекта, и мы развлекались в кругу семьи.
Хотя… детское чувство юмора порой может поставить в тупик любого взрослого. Однажды я внезапно разрыдалась,
02.08.2022, 761 просмотр.