Константин Чупринин
18 мая в Музее Серебряного века прошёл вечер из цикла «Незабытые имена», посвящённый памяти издателя Розы Зариповой (1960–2021). Руководитель проекта «Культурная инициатива» поэт Юрий Цветков предваряя вечер, упомянул, что в этом цикле говорят о недавно ушедших людях, внёсших значительный вклад в историю русской современной литературы: «Мы вспоминаем Розу именно здесь, потому что она часто устраивала презентации книг своих авторов в Доме Брюсова».
Поделиться воспоминаниями о Розе Зариповой собрались Владимир Березин, Василий Ключарёв, Владимир Медведев, Татьяна Набатникова, Сергей Надеев, Галина Сазонова, Александр Чанцев и многие другие.
Ведущая вечера
Сестра Розы Ляля Зарипова на вечере долго вспоминала про их родителей, общее детство и таланты Розы, которые проявились уже тогда: «Ещё пионеркой она однажды стояла на посту номер один у Вечного огня в Александровском саду и написала об этом письмо в нашу тульскую газету „Молодой коммунар“, где его неожиданно напечатали. Редактор этого издания похвалил Розу и отправил её учиться в местную журналистскую школу, а позже взял к себе в газету и помогал ей несколько лет с работой до момента, когда она поступила в МГУ на журналистский факультет. Она была самой младшей в нашей семье, но с раннего детства заботилась о нас с братом».
Бывший муж Розы Николай Семанков вспоминал, как они познакомились в Олимпийской деревне, где он тогда работал и куда позвал Розу в качестве одного из редакторов в отдел рекламы филармонии. «
Литературный критик, прозаик Леонид Бахнов признался, что хотя и не был самым близким другом Розы, но они часто общались в последнее время, разговаривали даже буквально за день до её смерти. «Она была не только очень красивой женщиной, но и необыкновенно талантливой. Всем было понятно, что, возглавив „ArsisBooks“, Роза нашла главное дело своей жизни. Она была необыкновенно азартным человеком во всём, что касалось поиска новых авторов и выпуска их книг».
Прозаик, доцент Литературного института Анатолий Королёв вспоминал о том, что он много лет искал своего издателя, а это очень непросто. «В „ArsisBooks“ меня принимали не как автора, с кем просто заключили договор, а как друга и даже члена семьи», — говорил он. — Поэтому смерть Розы для меня — личная трагедия писателя, которому вновь предстоит отправиться на поиски своего издателя. И навряд ли я такого найду».
Музыкальный деятель, друг Розы Владимир Короткин рассказал о работе Розы в качестве концертного директора в Олимпийской деревне. До этого она не увлекалась высоким музыкальным искусством, но очень быстро стала разбираться во всех тонкостях филармонической культуры. «Я открыл для неё мир классической музыки, и это был её островок, где она могла на время забыть о своих проблемах». Организаторский талант Розы и умение быстро и изящно решать самые разнообразные вопросы проявились и здесь: «Однажды к нам на гастроли накануне своего дня рождения приехал известный советский и эстонский дирижер, народный артист СССР, педагог Эри Клас, и я обратился с просьбой к Розе быстро найти ему достойный подарок. И как же я был приятно удивлён, когда через несколько дней на приёме в Эстонском посольстве она вручила ему бутылку водки в уникальном дизайнерском оформлении, сделанную в единственном экземпляре специально для маэстро», — вспоминал Владимир.
Поэт, куратор литературного салона «Булгаковский дом» Андрей Коровин говорил о том, что Розе всегда было важно не «отбивать бабки», а издавать хорошую литературу. «Мы планировали составить сборник наших земляков — тульских поэтов, но, к сожалению, не успели».
Известный тележурналист Владимир Мукусев не сдержал эмоций: «Мы скорбим о таком скором уходе близкого нам человека, а некоторые из вас даже в это время продолжают сидеть в смартфоне и социальных сетях. Роза, будь она жива сейчас, никогда такого бы себе не позволила! А познакомились мы с ней случайно. Я в то время вёл негласное расследование дела об убийстве двух российских журналистов во время боевых действии в бывшей Югославии и судорожно искал человека, которому эту душераздирающую историю можно было бы рассказать, а потом и
Поэт, прозаик, переводчик, редактор журнала «Дружба народов» Галина Климова вспоминала, что когда уже была свёрстана её книга «Театр семейных действий. Путеводитель по семейному альбому в снах, стихах и прозе», то всё было в ней хорошо, кроме ужасной обложки. «Я уже не знала, что и делать, никто не соглашался воплощать мои фантазии. И вдруг Роза познакомила меня с прекрасной художницей Алёной
Актёр, театральный режиссёр, педагог щукинского училища Юрий Шлыков вспомнил историю, показывающую Розу с ещё одной стороны: «Она в ту пору работала в нашем училище, а я репетировал со студентами их ученическую постановку. И один из моих юных актёров был как замороженный, всё делал совершенно неестественно, и я попросил Розу поговорить с ним. К моему удивлению, ей удалось раскрыть его, сделать живым на сцене».
Прозаик Дмитрий Стахов говорил о своём первом знакомстве с Розой и о том, какую роль она сыграла в его жизни: «Я написал свой первый роман и не знал, где его напечатать. На одной книжной тусовке мне посоветовали подойти к Розе. Для начала она налила мне стопарик водки, чтобы я успокоился, и предложила выпить за наше знакомство. Я выслал ей тогда свою рукопись и уже через день был приглашён в издательство, чтобы заключить договор!».
Завершился вечер выступлением критика, сотрудника журнала «Знамя» Ольги Балла: «Я была практически штатным рецензентом этого издательства, но с Розой у нас, к сожалению, были не личные, а деловые отношения. Для меня важен не масштаб издательства, а то, насколько
Музей Серебряного века, Незабытые имена
01.06.2022, 648 просмотров.