Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Обратная сторона. Негромкие чтения к двадцатилетию премии «Московский счёт». Вечер первый. Финалисты и лауреаты премии «Московский счёт» 2003–2004 годов читают свои и чужие стихи

Негромкая встреча через двадцать лет

Анна Трушкина

Довольно холодным ноябрьским вечером, в среду 22 числа, состоялся вечер  «Обратная сторона. Негромкие чтения к двадцатилетию премии „Московский счёт“», заявленный как первый из серии подобных мероприятий. В этот раз вспоминали 2003-й, с которого всё начиналось, и 2004 годы. Финалисты и лауреаты премии «Московский счёт» этих лет читали свои и чужие стихи.

Кафе «Гоген» — место новое, пока не слишком известное литературной публике, находящееся в стороне от больших дорог. Возможно, это было причиной скромного количества пришедших. А может быть, дело было в гололеде и новой волне осенних простуд. Как бы то ни было, те, кто всё-таки дошёл до  «Гогена», сумели сделать вечер тёплым, камерным и по-хорошему ностальгическим.

Устроители старались не забыть ни одной книги, получившей премию, диплом или упоминание. Пришедших на вечер финалистов и лауреатов вызывали по очереди. И кроме своих стихов, они читали и запомнившиеся им строки поэтов отсутствующих или уже ушедших.

Начала вечер Женя Беркович, с глубоким чувством прочитавшая стихи Станислава Львовского  (Малая премия 2003 года) из книги «Три месяца второго года»  (АРГО-РИСК; KOLONNA Publications, 2002), и актуально звучащую поэзию Елены Фанайловой  (Большая премия 2003 года) из книги «Трансильвания беспокоит»  (ОГИ, 2002).

Юрий Цветков вспомнил стихи Инны Львовны Лиснянской, удивительно расписавшейся в свои поздние годы  (Специальная премия за книги «Одинокий дар» и  «В пригороде Содома», обе — ОГИ, 2002). Данил Файзов прочёл стихи Александра Анашевича  ( «Неприятное кино», ОГИ, 2001 и  «Фрагменты королевства», Новое литературное обозрение, 2002, упоминание), Андрея Полякова  ( «Для тех, кто спит», Новое литературное обозрение, 2003, упоминание), Кирилла Медведева  ( «Всё плохо», ОГИ, 2002, диплом) и мастера короткой формы Ивана Ахметьева ( «Amores», Литературно-издательское агентство Р. Элинина, 2002, диплом).

Особую, живую ноту придали видеоролики конца 1990-х — начала 2000-х годов. Таким образом, например, показали Юрия Кублановского  ( «В световом году», Русский путь, 2003, диплом) и Юрия Арабова  ( «Воздух», Футурум БМ, 2002 диплом). Неожиданно было увидеть юного Дмитрия Воденникова  ( «Мужчины тоже могут имитировать оргазм», ОГИ, 2002, диплом), ещё не мэтра. А то уже подзабыли, каков он был тогда.

Ирина Ермакова, получившая диплом за «Колыбельную для Одиссея» (Журнал поэзии «Арион», 2002), читала за себя, за Максима Амелина  ( «Конь Горгоны», Время, 2004, Большая премия, 2004), Инну Лиснянскую  ( «В пригороде Содома», ОГИ, 2002), Олега Чухонцева  ( «Fifia», Пушкинский фонд, 2004) и Татьяну Бек  ( «Сага с помарками», Время, 2004). Упомянули и Санджара Янышева, который обещал быть, но не дошёл ( «Офорты Орфея», ЛИА Р. Элинина, 2003, упоминание). У Инги Кузнецовой, обладательницы Специальной премии за  «Сны-синицы»  .: Издательство Независимая Газета, 2002), случилось самое долгое выступление, но слушатели, конечно, в обиде не были.

Потом пришёл черёд 2004 года. Дмитрий Тонконогов  ( «Тёмная азбука», Emergency Exit, 2003, Малая премия, 2004) был как всегда краток. За себя он прочитал одно новое стихотворение, про старушек, едущих на войну, основное же время уделил поэзии Владимира Салимона  ( «Опрокинутое небо», ЦВЗ  «Манеж», 2004, диплом) и Татьяны Бек, чьё стихотворение про  «кладоискательницу-дуру» он знает наизусть уже лет двадцать.

С большим удовольствием послушали Ирину Василькову  ( «Террариум», Издательство Р. Элинина, 2004, упоминание). Кроме своих она прочитала стихи Григория Кружкова  ( «Гостья», Время, 2004, диплом) и Татьяны Бек из книги  «Узор из трещин. Стихи недавних лет»  (ИК  «Аналитика, 2002). Не были забыты также Инна Лиснянская  („Без тебя“, Русский путь, 2004, диплом), Константин Ваншенкин  („Женщина за стеной“, Прогресс-Плеяда, 2003, диплом), Вероника Долина  („Сэляви“, Эксмо, 2004, диплом), Всеволод Емелин  („Стихотворения“, Ультра. Культура, 2003, диплом), Фазиль Искандер  („Абхазская осень“, Зебра Е, Эксмо 2003, диплом), Наум Коржавин  („Стихи и поэмы“, Материк, 2004, диплом), Алексей Парщиков  („Соприкосновение пауз“, ЦВЗ „Манеж“, 2004, диплом), Александр Ревич  („Дарованные дни“, Время, 2004, диплом), Мария Степанова  („Счастье“, Новое литературное обозрение, 2003, диплом), Олеся Николаева  ( «Испанские письма», Материк, 2003, диплом), Ирина Шостаковская  (  «Цветочки», АРГО-РИСК; Тверь: Kolonna, 2004, диплом), Геннадий Русаков  ( «Разговоры с Богом», Водолей Publisher, 2003, диплом).

Снова слово взял Файзов и прочитал Яну Токареву  ( «Тёплые вещи», Издательский дом  «Юность», 2004, Малая премия, 2004) и одно из стихотворений Эдуарда Лимонова  ( «Стихотворения», Ультра. Культура, 2003, Специальная премия, 2004), очень для него характерных.

После официальных чтений общение пришедших в  «Гоген» поэтов и читателей незаметно перешло в неформальную стадию. Как-то так получилось, что первый вечер негромких чтений к двадцатилетию премии  «Московский счёт» превратился в вечер памяти Татьяны Бек, которую вспоминали и чьи стихи читали в тот день чаще всего. Для многих присутствующих она была близким и очень значащим человеком. Юрий Цветков заметил, что большой рисунок на стене кафе удивительным образом напоминает Татьяну Александровну. Такое впечатление, что это она, сидя за столиком и подперев усталую голову рукой, слушает свои и чужие стихи.

ГогенНегромкие чтения 

30.11.2022, 317 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru