Николай Гладких
31 мая в Доме Ростовых прошёл очередной вечер цикла «Система координат. Открытые лекции по русской литературе
Это было уже второе мероприятие «Культурной инициативы», посвящённое названным журналам. Первое реализовалось в феврале этого года в
Думаю, подробно представлять читателю самого Сергея Стратановского — занятие избыточное. Один из ведущих поэтов ленинградского андеграунда и автор полутора десятка книг стихов в постсоветское время; по бэкграунду — филолог (сын
Начну с конспекта лекции.
Ленинградцы не употребляли такого слова как «андеграунд», оно появилось только в перестройку; они говорили обычно «вторая культура». Когда в середине
Можно назвать такие явления как «Филологическая школа» — само это название придумал Константин Кузьминский, потому что основные участники этой дружеской компании учились на филфаке Ленинградского университета. Сейчас из «Филологической школы» никого не осталось, в прошлом году ушёл её последний представитель Михаил Ерёмин. Нужно упомянуть большую работу, которую проделал Виктор Куллэ, собрав книгу «Филологическая школа», и работу присутствующего здесь Ивана Ахметьева, который много сделал для выявления на свет, собирания и публикации поэтов или малоизвестных, или вообще забытых. Последняя его работа — большой том участника «Филологической школы» Сергея Кулле.
Вторая культура — это и Иосиф Бродский, и «ахматовские сироты». Лектор относит себя к поколению, которое пришло уже после Бродского и формировались в
Ленинград был столицей самиздатской периодики. Название «37» было дано по квартире, где жил Виктор Борисович Кривулин со своей тогдашней женой Татьяной Горичевой. Это было в глухом районе Ленинграда около Обводного канала, на Курляндской улице. В этой же квартире находилась мастерская художника Белкина[1], где собирался
Самиздатский журнал, в котором участвовал Сергей Стратановский, назывался «Обводный канал». Он печатался в шести или двенадцати экземплярах (две или четыре закладки на печатной машинке). Вышло девятнадцать номеров с 1981 по 1993 год. Журнал был синтетический, он включал поэзию, прозу, философию, освещал художественную жизнь — помещались отчёты о квартирных и разрешённых выставках. По мере сил пытались наладить и литературную критику. Одним из самых интересных начинаний «Обводного канала» была «хлебниковская анкета». В 1983 году был юбилей Хлебникова, и составители провели — в основном среди поэтов неофициальной культуры — опрос об отношении к Хлебникову. Он до сих пор не опубликован, хотя его можно посмотреть в интернете на сайте «Самиздат» университета в Торонто. Там выставлены отсканированные журналы из Бременского архива[2], в том числе «37»[3], и там же в девятом номере можно прочитать «хлебниковскую анкету».
В журнале печатались не только ленинградцы, но и московские поэты: Дмитрий А. Пригов, Лев Рубинштейн, Ольга Седакова, Юрий Кублановский, саратовские: Светлана Кекова. Связи с Москвой были интенсивные, в Ленинград приезжали те же Пригов, Рубинштейн, Седакова, один раз Кублановский. Когда образовался клуб «81», туда наведывались Сергей Гандлевский, Алексей Парщиков и многие другие.
«Обводный канал» редактировали покойный Кирилл Михайлович Бутырин и (до десятого номера) Сергей Стратановский. Но после десятого номера редакторы разошлись — не в плане дружеском, а в плане «как вести журнал». С одиннадцатого по девятнадцатый номер редактором оставался один Бутырин. Восемнадцать номеров, кроме последнего, находятся в Бременском архиве. Девятнадцатый номер не был переплетён. («Я знаю, где он находится. Но не скажу», — поделился лектор.)
Полная роспись «Обводного канала» существует и опубликована в сборнике «Памяти Кирилла Бутырина» (СПб.: Юолукка, 2017,
«Обводному каналу» предшествовало три номера журнала «Диалог». Это тоже было предприятие Сергея Стратановского с Кириллом Бутыриным, и в третьем номере была помещена «блоковская анкета». Она републикована в одном из сборников Пушкинского Дома.
В 1981 году образовался легальный клуб «81», как результат некоего компромисса между властью и независимыми авторами. Им дали помещение в Музее Достоевского, потом на улице Петра Лаврова (сейчас Фурштатская улица). И «37», и «Обводный канал», и самый долгоиграющий ленинградский самиздатский журнал «Часы» (восемьдесят номеров, 1976–1990) распространялись среди посетителей клуба. В 1985 году участники выпустили сборник «Круг». Ну, а потом началась перестройка, и независимых авторов постепенно начали печатать.
На видео участники вечера увидели и услышали Виктора Кривулина, Александра Ожиганова (обоих в записи проекта «Цирк „Олимп“ + TV» в Самаре) и Елены Щварц. Запись Елены Шварц, сделанную в клубе «Улица ОГИ», прокомментировал Юрий Цветков. «Когда мы пригласили её из Петербурга, Елена Шварц сказала: „Я у вас выступлю, но только если будут билеты“. Я говорю: „Но у нас так не принято“. — „
Как я уже говорил, «гвоздевой» и вполне самоценной частью вечера стало получасовое чтение Сергеем Стратановским собственных стихотворений
Заключительную часть вечера занял диалог лектора с залом и выступления соучастников- издателей самиздатского процесса.
«Одним из заинтересованных читателей был КГБ, — рассказал филолог, самиздатчик Михаил Шейнкер. — Я курсировал между двумя городами на протяжении многих лет. Однажды, едучи из Ленинграда в Москву, нагруженный двумя сумками с разными изданиями, в том числе „Обводным каналом“, утром я вошёл в только что открывшееся метро, и тут уборщица широким жестом выкатывает мне под ноги своё ведро. Я останавливаюсь, произношу
Небольшая дискуссия коснулась сборника «Лепта», о котором упомянул лектор. Он, по воспоминаниям Михаила Шейнкера, готовился в марте 1975 года. «Я помню точно — 25 марта 1975 года — с моим другом, тогдашним пушкинистом, а ныне талмудистом, Володей Сайтановым мы присутствовали уже на одном из завершающих заседаний „Лепты“. И там был такой пухлый том, в котором участвовали тридцать два автора. Люди по очереди читали свои стихи, и я открывал новые для себя имена — Миронова, Стратановского, Шварц, и обнаружил, что это выросшая в ленинградском подполье огромная поэзия. Я считаю, что „Лепта“ была явлением, следующим за „Синтаксисом“. К моему глубочайшему сожалению, я имел легкомыслие дать свою „Лепту“ Кривулину. Архив Кривулина попал в Пушкинский Дом, но „Лепты“ там нет».
Поэт, издатель неподцензурной литературы Иван Ахметьев уточнил, что в томе 5Б антологии «У Голубой Лагуны»[4] есть роспись содержания «Лепты», то есть издание можно реконструировать, собрав все тексты по оглавлению. «Упоминался „Синтаксис“. Я текст „Синтаксиса“ опубликовал полностью, примерно двенадцать лет назад, в рамках сетевой антологии неофициальной поэзии [5]. Первоисточника у меня не было, я публиковал по републикации „Граней“. И если говорить всерьёз (если бы о русской культуре можно было говорить всерьёз), „Синтаксис“ уже должен быть издан в „Литпамятниках“ или в „Библиотеке поэта“. Но ничего этого мы не видим и не [увидим]».
Можно ли всерьёз говорить о русской культуре сегодня? Ещё два года назад казалось, что можно, несмотря на пандемию. Сейчас её положение как никогда приблизилось к тому, что было в «золотые годы» самиздата.
Я открываю «Изборник» Сергея Стратановского, и практически любой фрагмент годится на постэпиграф. Вот буквально наугад:
Пауза. Плещется море у пиний
Возле виллы старинной,
той, где симпозиум ныне,
О возмездье дискуссия…
«Так каков же ваш вывод, коллега?»
«Вывод печален…»[6]
Согласно сетевой энциклопедии «Санкт-Петербург» (www.encspb.ru), вторую половину квартиры занимал биолог и психолог Л. А. Рудкевич (1946–2011), также являвшийся редактором научного блока журнала.
Архив, собранный стараниями Габриэля Суперфина, в Институте изучения Восточной Европы Бременского университета.
На сайте выложены сканы 1–12, 14–18, 20 и 21 номеров журнала «37» и 1–5, 7–10 номеров «Обводного канала». URL: https://samizdatcollections.library.utoronto.ca.
Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны»: В 5 т. /
«Синтаксис» — самиздатский поэтический альманах, составленный
Из стихотворения
Анна Нуждина
31 мая в Доме Ростовых состоялся большой вечер Сергея Стратановского. От многих других он отличался тем, что соединил в себе два формата: лекции о культуре и поэтических чтений. Такая гибридность отвечает самой сути Сергея Георгиевича — не только заметного современного поэта, но и одной из ключевых фигур ленинградского андеграунда. Вечер прошёл в рамках многолетнего проекта «Система координат»: поэты Данил Файзов и Юрий Цветков посвятили эту инициативу не до конца осмысленным в культуре страницам русской поэзии
Юрий Цветков, открывая вечер, отметил, что в афише АСПИР, в том числе при поддержке которой проводилось мероприятие, акцент был сделан на поэзию Стратановского. Однако первостепенная задача гостей и ведущих — рассказать о самиздатских журналах «37» и «Обводный канал», воссоздать среду и передать атмосферу неподцензурности. Затем
Сам Сергей Георгиевич начал свой рассказ с понятий и определений. От признания, что во времена андеграунда слово «андеграунд» не использовалось — все говорили исключительно о «второй культуре». В середине
Себя Сергей Георгиевич относит к поколению, пришедшему в литературу после «ахматовских сирот» (Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев). В одном ряду с ним оказываются Елена Шварц, Виктор Кривулин, Александр Ожиганов, Олег Охапкин, Александр Миронов, Тамара Буковская, Пётр Чейгин. Для этого поколения самиздатские литературные журналы имели большое культурное значение, в Ленинграде Стратановский выделяет три основных: «Часы», «37» и «Обводный канал».
Журнал «Часы» в 1976 году основал Борис Иванов, выходил он вплоть до конца
Журнал «37» в 1976–1981 годах издавал Виктор Кривулин, и такое название он получил по номеру квартиры в доме на улице Курляндской, в которой Кривулин жил со своей женой Татьяной Горичевой. В этой же квартире проходил
Журнал «Обводный канал» в 1981 году Сергей Стратановский основал вместе с Кириллом Бутыриным. Ему предшествовал журнал «Диалог», который Стратановский и Бутырин издавали в 1979–1981 годах и выпустили всего три номера. Хронологически «Обводный канал» оказался самым поздним из самиздатских журналов Ленинграда. Издание прекратилось в 1993 году, и за это время вышло девятнадцать номеров, из которых Стратановский редактировал первые десять. Сергей Георгиевич назвал журнал синтетическим: в нём были и проза, и поэзия, и философия, и заметки о художественной жизни Ленинграда. Пытались наладить и литературную критику. Особое внимание читателей вызвали анкеты об отношении писателей и поэтов андеграунда к Александру Блоку и Велимиру Хлебникову. «Блоковская анкета» вышла еще в журнале «Диалог», а «Хлебниковская анкета» была опубликована в девятом номере «Обводного канала», один из экземпляров которого сейчас хранится в Бремене. Бременский архив неподцензурной литературы собрал Габриэль Суперфин, и там есть первые десять номеров журнала. «Обводный канал» называют рупором ленинградской неподцензурной словесности, однако в нём печатались и иногородние поэты: Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Ольга Седакова, Светлана Кекова, Юрий Кублановский.
Насыщенная лекционная часть вечера сменилась лирической. Были представлены видеозаписи авторов журналов «37» и «Обводный канал»: Виктора Кривулина, Александра Ожиганова и Елены Шварц. Запись чтения Кривулина и Ожиганова была сделана в Самаре проектом «Цирк „Олимп“ + TV», и в связи с этим Данил Файзов подчеркнул, что в Самаре в
Читать Сергей Георгиевич предпочёл из лимбаховского «Изборника» (2019) — это фактически собрание сочинений, итог пятидесяти лет творчества. Гости вечера получили возможность в ускоренном виде проследить эволюцию поэтики Стратановского, ведь были прочитаны стихи как
Важный почин
появился у нас в регионе —
Библиотерапевты
В общежитиях смертников
развернули большую работу —
В бронеконтейнерах
возят старинные книги,
Предлагают прочесть
Лао Цзы, Кьеркегора, Толстого,
Чтоб насытились души
идущих в расход по Программе.
Завтра читатели эти
станут кормом для почвы несытой,
Завтра их пепел питательный
распылят по родимым полям.
Завтра — в расход по Программе,
и не вспомнят о них просвещенцы —
Утешители штатные, библиотерапевты.
Возможно, что об этом — о жестокости просвещения и о его утешительной силе — и весь «Изборник». А повлияли на поэтику Стратановского, по его словам, современники: Виктор Кривулин, Кирилл Бутырин и Арсений Рогинский.
Отвечая на вопросы зрителей, Стратановский рассказал, что в «Обводном канале» издавали всех, кого хотели — даже Рубинштейна с его знаменитыми карточками, которые непонятно было как перенести на страницы, решили, что текст каждой карточки на отдельной. А круг читателей самиздатских расширялся за счёт гостей
Завершили вечер выступления издателя Михаила Шейнкера и поэта Ивана Ахметьева. Шейнкер рассказал о непростых отношениях «второй культуры» и советской власти, которая
Открывает подборку такой текст:
***
Пусть листвы зелёнка в йод
Перейдёт гниений —
И кружится самолёт,
Словно лист осенний,
Всё излечно, раз поёт
Копие мгновений.
Даже виден был пилот
Несколько мгновений.
И раз «всё излечно», то и уход Орлова — это не точка, а многоточие в продолжающемся разговоре о неподцензурности.
Система координат, Неподцензурная поэзия, Дом Ростовых
09.09.2023, 791 просмотр.