Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Система координат. Открытые лекции по литературе 1950–2000-х». «Новая искренность»

Константин Чупринин

«Мы все сейчас живём в новой искренности»

Хорошо бы, правда, понять, что такое «Новая искренность». Именно об этом и шла речь в лекции, которую Дмитрий Воденников 25 октября прочёл в Доме Ростовых в рамках проекта «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х».

И тут же заявил, что сам этот термин был придуман в 1998–1999 годах, «потому что нам совершенно не нравилось то, что тогда происходило в русской литературе. Тогда существовало засилье одной единственной мысли о том, что поэзия невозможна. Царил тотальный постмодернизм, единственная форма поэзии, которая могла себе позволить существовать, и литература воспринималась как абсолютная игра, а постмодернистский канон предполагал, что ничего серьёзного вообще быть не может. Всё было в горьком сиропе игры. Тогда многие люди, занимающиеся поэзией, говорили: Если я сейчас захочу признаться в любви к девушке, то я не смогу этого сделать. Я должен буду сказать так: я тебя люблю, как говорил герой Борхеса в 35-й новелле 4-го неизданного издания. И почему-то все приняли эти правила игры, все считали, что так и должно быть».

Что же касается самого термина, то он возник, когда Воденников с Дмитрием Соколовым сидели на Чистых прудах и вспомнили, что словосочетание «Новая искренность» придумали в своё время Михаил Эпштейн и Дмитрий Александрович Пригов, но для них это была очередная форма игры. «А мы рассуждали о том, — продолжает Воденников, — почему же мы не можем сейчас просто и искренно сказать: я тебя люблю. Зачем нам все эти игры? И решили воспользоваться этим термином, чтобы вернуться к прямому высказыванию в поэзии. Наш термин не имеет, по сути, никакого отношения к тому, что придумали постмодернисты. Мы решили, что слова „Я люблю тебя“ могут быть включены в текст, и на этом моменте читателю может захотеться заплакать». Дмитрий Соколов даже придумал манифест «Новой искренности» — в стихах, конечно:

***

Будь аккуратнее, самовлюблённый дурак, со своею невестой.
Пускай никто таких, как ты, не любит.

Нет у меня телевизора и телефона, но скоро будет;
Нет у меня компьютера и автомобиля, но скоро будет;
Нет у меня счастливой семьи, но скоро будет;
Нет у меня сборника стихов, но скоро будет;
Нет у меня чего-то ещё, но скоро будет;
Всё умею, всё имею, никогда не онемею.

«Вы понимаете, что он сделал?! — воскликнул Воденников. — На самом деле он совершил революцию. Он включил свои желания, историю прогнозирования своего неуспеха в поэзию. Никто до него не говорил о том, что у него нет того или другого».

По мысли лектора, ещё одна примета «Новой искренности» — писать о том, что ты хорошо знаешь. Например, я живу в Сокольниках и пишу о них, а не о Париже, где я не жил никогда. Тогда, в 1990-е, появилось очень много подражателей Бродского, написавшего об Италии, и они стали отыгрывать в его декорациях не свою судьбу. «Украв термин у Пригова, мы решили, что будем писать только о том, что мы знаем, видим, чувствуем. Нынешний очень популярный сейчас блогинг — это самая настоящая „Новая искренность“ и есть. Мы начали тогда делать это на уровне текста, а сейчас мы все живём в системе „Новой искренности“ в этой чудовищной блогосфере, которая предполагает всё, что угодно». Примерами «Новой искренности» Воденников предлагает считать мем «постоянно падающий Байден» или скандально резкую критику одним официальным лицом другого в прямом эфире. «Мы все живём в этой системе, — уверен Воденников, — мы все оголены и обнажены. Живём не в Кафке, а в мультфильме по законам кафкианской истории. Более того, этот мультфильм явно для взрослых, и мы все — рисованные персонажи с пометкой 18+. Сейчас люди часто слушают музыку или смотрят фильмы в транспорте, в других публичных местах без наушников, и значит, мы все вместе существуем в атмосфере новой искренности, где вынуждены слушать то, что слушают или смотрят другие. Некоторые не придерживаются гигиены звука, а звук самое опасное и агрессивное, что может быть. От плохого запаха мы можем отсесть, а от звука нам некуда деться. Все люди сейчас потеряли свою непрозрачность. Мы отдали очень много себя миру, о нас очень много знают того, что не нужно знать, и всё это благодаря соцсетям и „Новой искренности“».

Цикл открытых лекции по литературе 1950–2000-х предполагает, что рассказ о феномене будет сопровождаться примерами. Так и в этот раз, лекцию иллюстрировали своими стихами поэты Дмитрий Соколов («В городе Гатчине, в городе Электростали…», «Деревья Птицы Облака Косое поле…», «Не надо осенью, зимой, весной и летом…»), Анна Логвинова («Под простынкой не в полоску…», «Когда я простудилась из-за ветра…», «В Шотландии есть город Питерхед…»), Данил Файзов («я видел смерть…», «я ухожу от тебя говорил колобок логопеду…», «что я слышу это бардовская песня…») и, конечно, сам Дмитрий Воденников.

После официального завершения вечера публика ещё долго не хотела расходиться, потому что затронутая тема очень связана с сегодняшним днём, и гостям хотелось продолжить дискуссию, а также лично пообщаться с поэтами.

 

ВремяСкоро не у насФайзовпоэзияДмитрий А. Пригов"Поэзия"ЧупрининДанил Файзов 

30.10.2023, 89 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru