Юлия Надреева
18 июня 2025 года в Музее Серебряного века состоялся вечер памяти прозаика Руслана Марсовича (1964–1992) и презентация его книги «Крылатый львун» (М.: Новосибирский издательский дом, 2022).
Произведения Руслана Марсовича Надреева (отчество было взято писателем в качестве основного псевдонима), формально прозаические, но тяготеющие к поэзии, при жизни автора печатались в сборниках «Русская альтернативная поэтика»,

Трагическая смерть писателя в 1992 году помешала издать подготовленный им сборник. Но в 2022 году, к тридцатилетию смерти Руслана, его близкий друг и персональный иллюстратор, пензенский художник Виктор Ван (Норкин) открыл на родине Надреева в Самаре выставку своих работ, посвящённую Марсовичу, его жизни и творчеству: 500 квадратных метров, 115 холстов плюс графика. К этому грандиозному вернисажу сестра писателя Юлия Надреева напечатала книгу. Так «Крылатый львун» с иллюстрациями Вана обрел плоть, но критикам и широкому кругу читателей представлен не был. Прошло ещё три года, прежде чем состоялась его презентация.
Вечер открыл его инициатор, однокурсник Руслана по Литинституту, поэт и эссеист Игорь Сид, вели вечер Юлия Надреева и Виктор Норкин. В тёплой душевной атмосфере, характерной для проекта «Незабытые имена», деятели культуры, писатели, критики, родственники и знакомые Марсовича делились устными мемуарами о нём.
Прозвучали эссе Олега Дарка о Руслане из цикла «Письма тёмных людей», фрагменты ранней прозы Марсовича. Игорь Сид исполнил отрывок из рассказа «Граница кручины» из презентуемого сборника, а Игорь Древалёв (в формате ролика в жанре, близком к видеопоэзии) — фрагмент романа «Спокойнее». Также прозвучали воспоминания Елены Пахомовой, Романа Назарова, Вадима Руднева, Максима Гуреева, Светланы Корниловой, Игоря Лёвшина и других, цитировались прижизненные высказывания о Руслане Дмитрия А. Пригова, Михаила Эпштейна, Вячеслава Курицына и других известных авторов.

«Казалось, что на огромных скоростях живёт человек, на невероятнейших, — вспоминал Роман Назаров, режиссёр документального фильма о Марсовиче и некоторых других выпускниках Литинститута „Шок прошлого“. — Я следил за ним… насколько возможно следить за метеором!» Под аплодисменты растроганной публики Роман вручил сестре писателя официальный паспорт звезды «Крылатый Львун Руслан Марсович» из созвездия Малый Лев.
Директор библиотеки имени
Разговор зашёл, в том числе, о терминологических инновациях — так, к жанру, в котором работал Марсович, применили придуманное в 1990 году Сашей Соколовым понятие «проэзия». А термин «литературный арьергард», применявшийся к творчеству Марсовича культурологом и философом Михаилом Эпштейном, был придуман, по свидетельству Игоря Лёвшина и Олега Дарка, самим Русланом. Вспомнили о том, как Андрей Битов один из своих семинаров «Как надо писать прозу» проводил на материале текстов Марсовича.
«Как настоящий лидер, мгновенно собирающий вокруг себя людей, Марсович предлагал в начале
В памяти компаньона Руслана по битовскому семинару писателя Максима Гуреева Руслан выглядел «прифарцованным и дерзким», он «полностью покорил сердца тем, что собирается издавать сборник молодых писателей и всех зовёт принять в нём участие. На последней случайной встрече был грустен, обещал издать сборник во что бы то ни стало, вскоре был убит».
«Гибель Марсовича, как и отчасти его жизнь, была окутана тайной», — констатировал в своём коротком мемуаре Вадим Руднев, близкий друг писателя.
Творчество Руслана Марсовича, находившегося на пике современного ему литературного процесса, заслуживает более пристального внимания и читателей, и критиков. На вечере прозвучало предложение подготовить к изданию полное собрание его сочинений. Ведь писатель жив, пока его тексты читают.
Музей-квартира А.Н. Толстого,
Незабытые имена
27.06.2025, 91 просмотр.