7 сентября 2011 года в московском клубе «Билингва» состоялся очередной вечер из цикла «Полюса», который можно воспринимать одним из наиболее ярких событий в столичной литературной жизни последнего времени. Несмотря на ироничные сетования организаторов на недостаток поэтов, проведение этого вечера показывает, что исчерпаны далеко не все поэты даже первого ряда (а к таковому, по мнению автора этих строк, безусловно относятся и Кирилл Медведев и Кирилл Решетников).
Творчество обоих поэтов связывается, прежде всего, с короткой, но уже ушедшей поэтической эпохой конца девяностых — начала двухтысячных, когда казалось, что бурное развитие разнообразных поэтик может быть суммировано в некотором новом «большом стиле», отражающем различные разновидности как прямого (в случае Кирилла Медведева), так и концептуально-иронического высказывания (в случае Шиша-Решетникова). Этим надеждам, однако, не суждено было воплотиться: во второй половине двухтысячных оба поэта, можно сказать, ушли в тень: Медведев обнародовал свое знаменитое коммюнике, в котором был заявлен пятилетний отказ от публичных выступлений, да и Решетников, периодически появляясь на публике то с песнями, то с научными докладами, то как ведущий блока передач на Russia.ru,
Совместный вечер двух полулегендарных поэтов позволил увидеть насколько их творчество осталось актуальным в новых условиях, как оно воспринимается на фоне поэзии уже десятых годов, молодые представители которой за редкими исключениями оказались куда большими конформистами в своей поэтической практике.
Примерно в таком духе было выдержано и вступительное слово, произнесенное Валерием Нугатовым — поэтом, во многом отталкивающимся как от опыта прямого высказывания образца Медведева, так и от концептуализма, родственного Решетникову (вспомним давнее стихотворение Нугатова «И о любви»).
Дальнейшее действо по традиции было разделено на три части, и если Шиш-Решетников предпочитал читать старые, проверенные временем тексты, которые, как можно было заметить, многие присутствующие знают наизусть, то Медведев полностью сосредоточился на новых произведениях, в значительной мере представляющих нам совсем другого поэта при все формальном сходстве с Медведевым времен книги «Всё плохо» или даже «Текстов, изданных без ведома автора».
И в этом смысле полноценного флешбэка не получилось: можно было увидеть, что в том золотом прошлом остался только Шиш, в то время как Медведев воспринимался уже как новая поэзия, пусть и некоторым образом восставшая из пепла и прошедшая через соблазн внехудожественного политического активизма.
Центром выступления Медведева стала вторая часть вечера, когда был прочитан цикл стихотворений, внешне выполненных в старой манере (как выразился Юрий Цветков, «радикального верлибра»), но обладающих совсем другой внутренней логикой. В этих стихах изображалась Москва, расположенная внутри одного из лейбницевых возможных миров, где многие аспекты современной нам политической борьбы доведены до абсурда и поданы в приправе такой холодной иронии, которой позавидовал бы граф Лотреамон. Другими словами, инструментарий постконцептуализма, которым Медведев по-прежнему пользуется, теперь направлен на созидание фиктивной реальности, где заострены многие этические парадоксы известной нам политической борьбы.
Примыкали к этой части и прочитанные ближе к концу переводы из малоизвестного у нас франко-русского поэта-революционера Виктора Сержа, участника троцкистской оппозиции и в будущем политического эмигранта. Субъект этих стихов — активный участник многих трагических коллизий первой половины двадцатого века, и в своем опыте он находит черты, близкие к опыту исторических субъектов времен первых Романовых (в стихотворениях о царе Алексее Тишайшем и Стеньке Разине). Медведев словно предлагает русской поэзии выбрать с кем она — с пассивной страдающей массой (как чаще всего и было) или с действующими, пусть часто и обреченными на трагическую гибель героями.
Конечно, нельзя сказать, что на этом фоне стихи Шиша Брянского выглядели бледно, но бросалось в глаза, что они слишком укоренены в своем времени (хотя это и совсем недалекое прошлое), словно лишены возможностей для дальнейшего развития. И едва ли их уже
Кирилл Корчагин
Примечание редакции: Понятно, что мнения об участниках последних «Полюсов», безусловно, долгожданных и собравших большое число слушателей, могут существенно различаться. Придерживающихся точек зрения, отличных от точки зрения Кирилла Корчагина, приглашаем высказаться. Интересные и внятные суждения мы с удовольствием опубликуем на нашем сайте. Напоминаем адрес редакции kult.intiative@gmail.com
13.09.2011, 7324 просмотра.