МАРШ ЛЮДОЕДОВ
на плацу ОГИ
Зажглись фонарики шахтёров,
Они идут пешком сквозь чащу.
Их не преследует лесничий…
С. Соколовский
Одно из самых заметных мероприятий в начале сезона 2011-2012. И по имени автора, и по названию издательства. Кто не знает Данилу Давыдова? Кто не знает издательства НЛО? И вот они совпали. Не удивительно, что книга Данилы Давыдова вышла в НЛО, и не удивительно, что именно в 2011 году, в серии «НВП» под редакцией Александра Скидана. Вот именно это — предсказуемость, логическая завершённость и осмысленность факта — мне кажется событием.
Проект ОГИ – одна из самых трудных литературных площадок. Именно здесь Давыдов представлял свою книгу. При плохом освещении и плохой аппаратуре. В этом жесте (не знаю, насколько свободном) порой возникало даже нечто жертвенное. Вечер снимался на видео и, видимо, в сети скоро появятся фрагменты.
Жанр вечера можно назвать так: юбилейные давыдовские чтения. Автор воспользовался тем, что в Проекте собрался почти весь на тот момент присутствующий в Москве тусовочный бомонд, и превратил часть слушателей в участников. Возникло ощущение семинара, на котором спрашивают заданное на дом. То есть, стихи Давыдова. Я не была ни на одном семинаре, который вёл Давыдов,но по прошедшему вечеру, кажется, можно составить представление. Читали: Марианна Гейде (по совместительству — автор предисловия к книге), Кирилл Корчагин, Геннадий Каневский, Андрей Полонский, Сергей Ташевский, Анастасия Романова и много других авторов/приятелей юбиляра. Николай Звягинцев сделал, казалось бы невозможное: спел знаменитую песенку Давыдова про Москву. Читал и профессор Юрий Борисович Орлицкий, всегда чуткий к успехам своих питомцев и охотно поддерживающий их начинания.
В зале было тесно и душно. Оттого, наверно, теснота московских литературных слоёв ощущалась особенно остро. Ничего общего между, скажем, Корчагиным и Ташевским, кроме Давыдова. Но Давыдов есть, вышла книга — и вот они читают на одной площадке. Автор в конце вечера поведал, что книгу прежде хотел назвать «Постная хирургия», но решил не тревожить чувства верующих. Каневский поддержал тему: кошерная, халяльная (хирургия).
Однако мне лично название «Марш людоедов» кажется почти абсолютным для сегодняшнего московского литературного пространства. Оно выражает суть происходящего, так что если бы автор так стыдливо не прятался за своё величие, в этой брошенной в лицо всем нам фразе было бы даже
Надо всем вечером царила атмосфера разрешённого за небольшую плату беспредела.
К десерту Каневский предложил хором прочитать стихотворение Давыдова, которое все знают. Конечно, прочитали про физика и чёрта. Я подумала, что нужно идти до конца и напомнила первые строчки из давнего стихотворения «Мы все любили Достоевского». В 1995 на студии Лиги Литераторов его воспринимали едва ли не как программу.
Мы все любили Достоевского.
Он же нас, кажется, не любил,
а любил маленькую девочку,
имя которой, к сожалению, забыл.
По телеку показали Соловьёва, давно уже снявшего трилогию…
Ну да, Давыдова,конечно, покажут по телеку.
22.09.2011, 6283 просмотра.