ГЛАВНЫЙ РОМАН
9 ноября в Арт-клубе «Дача на Покровке», где «Культурная Инициатива» часто проводит одомашненные литературные мероприятия, состоялся вечер поэта Анны Аркатовой. Несмотря на то, что вечер не был в чистом виде поэтическим, я бы сказала, что он был, несомненно, поэтичным. Дело в том, что Анна Аркатова в удачном тандеме с Сергеем Казарновским представляли публике сентиментальные чтения под названием «Все непрочитанные письма».
Итак, обо всем по порядку. Анна Аркатова – поэт, филолог, любимица московской литературной общественности. Утонченная во всех смыслах, лирическая героиня Анны часто говорит в стихах, как мне слышится, детским голосом, даже если это «про взрослое», про любовь, про смерть, про взросление. Я бы сказала, ядром поэзии Анны Аркатовой является тема детства, неважно это в тексте или в подтексте.
Я люблю, когда у поэта много детской памяти в стихах, потому что когда есть две точки — детство и настоящее — понятно, как выстроить вектор. А это уже похоже на стержень поэтики, так проще понять поэзию того или иного автора.
И вот Анна создала представление, назовем пока это так, в котором как раз ярко и красиво рассказывается: откуда она такая. Перед нами мини-спектакль, срежиссированный Сергеем Казарновским, который составлен из писем деда, прекрасно подобранного французского шансона, фотографий, и всё это в свете настольной лампы, то вспыхивающей, то гаснущей на маленьких столиках, за которыми сидят герои спектакля. И если мир деда, обожающего свою внучку, ясно рисуют его письма, в которых запредельная нежность, уважение к ребенку, чуть ли не благодарность внучке за то, что она — продолжение — есть на земле, то мир ребенка нам предстает неожиданным образом: это отрывки детских сочинений, высказываний, записок, которые дети одной московской школы имеют возможность бросить в специальный почтовый ящик, в расчете сообщить о своих переживаниях миру взрослых. Эту часть преподносит публике великолепный Сергей Казарновский, создатель уникальной школы, человек многих талантов, собиратель детских откровений. Эти прорывы детского миропонимания пробивают порой до слез, потому что у детей еще присутствует одно важное свойство, которое потом у многих исчезает: свобода языка, непосредственность высказывания. Дети порой используют такие образы, которые и не снились маститым литераторам. Я не говорю уже про искренность детских переживаний. И вот такие лучшие «литературные» навыки, которые есть у детей от природы, присущи и поэзии Аркатовой.
Не скрою, я слушала эти тексты в четвертый или пятый раз. И каждый раз плакала. Я плакала не от банальной растроганности, а от чувства великого недополученного — нежности! Аня Аркатова неправа только в одном. В ее произведении — а это все же произведение, а не просто декламация писем — она говорит: когда я обнаружила два года назад эти письма, которые до этого никогда не читала, я поняла, что главный роман моей жизни уже состоялся. Думаю, что любовь, которая светится в этих письмах, вовсе не прошла, она живет и во взрослой Анне, просто теперь она называется двумя взаимосвязанными словами: память и нежность, нежность к собственному сыну. И эту нежность оставил в наследство внучке один правильный дед по имени Симуша.
Мария Ватутина
21.11.2011, 6238 просмотров.