В клубе «Дача на Покровке» при большом стечении публики состоялся поэтический вечер Наталии Азаровой, посвященный выходу ее книги «Соло равенства». В книгу включены, главным образом, не входившие в прежние издания тексты, в ней представлены книги и циклы, расположенные не хронологически, но образующие своеобразный внутренний метасюжет.
О стихах Азаровой говорили ведущий вечера, редактор книги Дмитрий Кузьмин, филолог и писатель, автор одного из предисловий Владимир Новиков, поэт Владимир Аристов, филолог и поэт Кирилл Корчагин, а также автор этой заметки. Речь шла о многогранности, многоаспектности поэзии Азаровой: о синтетизме, о преодолении разного рода антиномичностей, о воле, даваемой пустому пространству, особенно выделяющему словесный материал…
Многие высказанные тезисы подтверждались самим выступлением Азаровой. Вечер демонстрировал стирание границ и уничтожение оппозиций, различные формы синтетизма. Сама ее манера чтения в немалой степени является вариацией «голосового стиха»; но сильнее всего маркированы были соединение поэтического чтения – и музыки, стихов – и графики Алексея Лазарева (ему принадлежит визуальный ряд книги «Соло равенства»), русского текста и переводов на другие языки.
Следует отметить: многозначность заголовка книги весьма важна, но каждый из обертонов смысла необходимо приложим к способам ее прочтения. Предъявленное «равенство», в немалой степени, соответствует «женской идее» — своего рода концептуальной модели современной культуры, которую Азарова давно уже предлагает в качестве весьма значимой (только не следует путать «женскую идею» с феминизмом!). В этой модели заложены и непафосные формы преодоления негативизма, и соединение различных смысловых, жанровых, структурных рядов; «женское», в отличие от «мужского», не строит мир на иерархиях и антиномиях, но создает гораздо более мягкие и подвижные (хотя и часто неуловимые) структуры.
Поэтический мир Азаровой не низводит вещь до положения слова, как это предполагал классический постмодерн, но, напротив, уравнивает слово и вещь в пространстве подлинного бытия. Примерно об этом точно пишет в одном из предисловий Аркадий Драгомощенко: «Читая пьесы Наталии Азаровой, я невольно возвращаюсь к мысли о том, что если мир есть, он это самое „есть“ определяет в себе вещами».
Но Азарова соединяет и «я»-высказывание, лирическое высказывание в нашем новоевропейском понимании, с метавысказыванием, говорением философским. Не случайно появление среди разделов книги и поэтических жанров Азаровой «трактатов»: «учитель, уют опасен / я боюсь уюта // ваша прожилками-жизнь эфемерна / я жалею жалость к прожилкам // сок натуральный полезен / как смесь европейского голоса с соком // но среди обожателей мига / я безъязычна жизнь удержать вблизи».
Важна и работа с пустым пространством, полями (об этом говорил К.Корчагин): это отнюдь не «нулевая» поэзия, определяемая через негацию, но именно наполнение межсловного пространства смыслом, создание особого воздуха, обретающего собственную семантику. Поэзия Азаровой максимально иероглифична, — насколько это возможно в царстве алфавитного письма; с иероглифичностью же сближают поэзию Азаровой ее «слово-вещи», большие, нежели холостой символический знак, приближающиеся к иконическим типам знака. Не случайно обращение Азаровой к переводам из китайского классика Ду Фу, увы, в книге не представленным.
«Равенство», впрочем, может обрести и метасоциальное звучание, как в открывающем книгу цикле «Китайские купальщицы» (с подзаголовком «гадание на политическом пейзаже»): «мы за коммунистическое равноправие / мы родились в равноденствие / смысл мясист как стебли брокколи // день всегда равен ночи / остальное лишь подступы / косули ласковые смысла // мы утверждаем равенство / солнцестояния и полнолуния».
Оксюморонность «слова» и «равенства» лишь кажущаяся: свойства различны, и при этом равны, они соединены в гармонической целостности.
Поэзию Азаровой порой причисляют к «поставангарду», но эта идея поверхностна; в самой установке поэта нет ничего «пост-», здесь главенствует порождение, а не воспроизведение.
Данила Давыдов
27.12.2011, 5207 просмотров.