20 декабря в Билингве началась предпраздничная неделя. Нет, официально ее не объявляли – просто в тот день там состоялась презентация книги Николая Звягинцева «Улица Тассо». И хотя длилось все слишком недолго для пришедших поздравить и послушать автора (ими оказались Мария Галина, Данила Давыдов, Дмитрий Кузьмин, Татьяна Нешумова, Алексей Прокопьев, Игорь Сид, Андрей Тавров, Андрей Черкасов, Наталья Черных, Аркадий Штыпель и многие др.), но старт был дан, т.е. настроение задано.
Ведь Николай Звягинцев – пожалуй, самый жизнеприемлющий поэт в своем поколении. Не стремясь ничего объяснить, маркировать значками «хорошо“-“плохо», вывести следствие из причины и вообще
И Дима сказал: «Зачем нам лицом ко тверди?
Мы же с тобой не надписи на конверте.
Лучше будем в самых павлиньих позах
Целую жизнь лететь впереди паровоза».
Тата в ответ: «А давай разыграем в лицах,
Как можно просто подпрыгнуть и остановиться,
Насколько красивым бывает горячий воздух,
Даже когда идёт в свисток паровозный».
Каждая строка Звягинцева вот так же подпрыгнула и зависла в воздухе, а когда идешь по ним глазами, от одной к другой, то словно бы и они идут – вприпрыжку, пружиня. И линия горизонта в его стихах становится зубчатой или волнистой, и все вокруг пританцовывает, но не от пустого веселья, а с какой-то почти неизбежностью, уловив плясовой или скачкообразный ритм мировой гармонии.
А что касается улицы Тассо, то лишним будет городить огород с поиском точки сопряжения между стихами книжки и «Освобожденным Иерусалимом». Одноименная улица существует – в городе Бергамо, и поэт Звягинцева увлек на нее не столько ренессансный коллега, сколько барсук (tasso по-итальянски). И до чего это согласуется с очевидной независимостью Звягинцева от тяжелой власти литературных реминисценций, которые у него, конечно же, есть, но в хоре целого не лезут на первый план: тень знает свое место. И в стихотворении, озаглавленном «Рим», вместо ожидаемых, считай, запрограммированных культурных кодов – нечто совсем иное…
Барсук сидит под деревом, которое сгорело.
В том, вероятно, и заключается «беспечность и величие» жизни, что смотришь и видишь всегда не то, что должен бы видеть.
Марианна Ионова
29.12.2011, 5483 просмотра.