Цикл литературных вечеров «Зодиакальные чтения» близится к своему естественному завершению. 31 января 2012 года пройдет последний, сверхпрограммный вечер чтений, посвященный тайному знаку Зодиака – Змееносцу.
Этот цикл был предложен Катей Дайс и гораздым на выдумку основателем «Крымского клуба» Игорем Сидом в конце 2010 года. Идея нового цикла показалась нам почти авантюрой, но мы наивно согласились. Суть его заключается в том, что литераторы, рожденные под одним знаком Зодиака, собираются вместе: читают стихи, рассуждают о своем знаке и о его влиянии на их жизнь, если таковое имеется.
Вначале Игорь Сид с Катей Дайс и были ведущими этих вечеров, принимая деятельное участие в их организации. Затем им это по каким-то причинам надоело. Чуть было не упавшее знамя подхватила Наталья Черных. Она и народ под каждый знак собирала, и была ведущей, и вплетала искусно в ткань вечеров причудливые астрологические подробности. Спасибо Наташе, она вложила в эти вечера частичку себя.
При всей сомнительности идеи устраивать литературные вечера по отвлеченному формальному принципу (например, о предыдущем цикле Сида, Левшина, Дайс «Феноменология имени» Ирина Барметова писала
Мы решили опубликовать своеобразный отчет о проделанной работе, несмотря на то, что некоторые статьи мы уже размещали на сайте. Пусть сохранится для истории, может,
КозерОГИ
Группа «Номинальная инициатива» (Игорь Сид + Игорь Лёвшин + Екатерина Дайс) обычно радует московских любителей поэзии вечерами авторов, носящих то или иное имя. Участница «Номинальной инициативы» Екатерина Дайс на этот раз предложила публике цикл вечеров, объединенных зодиакальной темой, а Игорь Сид с брендом «Крымского клуба» поддержал его.
Начало было положено 25 января при поддержке другой инициативы, «Культурной», в «Проекте ОГИ» состоялся вечер авторов-Козерогов.
Здесь надо сказать, что ребята подходят к делу очень концептуально, пытаясь показать нечто общее, присущее авторам одного имени или одного месяца рождения. Сказывается любовь Игоря Сида к метафизике взаимосвязей и к расширению границ, его стремление во всём отыскать истоки мировой гармонии, исправить диссонансы и привести всё к согласию.
Культуролог Екатерина Дайс во вступительном слове говорила о мистических вибрациях и земных достоинствах Козерогов, отметив, в частности, что знак это «не поэтический» (на что один из выступавших, Максим Амелин, возразил, что даже если бы среди поэтов-Козерогов был только один Мандельштам, этого было бы достаточно для опровержения данного утверждения).
Выступавшие также по очереди пытались опровергнуть упомянутый выше тезис, и, похоже, им это удалось. Тон задал Игорь Вишневецкий с блестящим отрывком из своей поэтической прозы «Ленинград» (опубликованной в восьмом номере «Нового мира» за прошлый год). Продолжили сам Игорь Сид (тоже Козерог), показавший два видеоклипа на свои тексты (в том числе – на ритмичный шаманский «Калимантан»); Алексей Денисов, прочитавший несколько бесшабашно-хулиганских стихотворений с посвящениями, полных игры слов и образов; проникновенно-сюрреалистичный Николай Звягинцев. Яна Токарева продолжила дело, начатое Алексеем Денисовым, прочитав, в числе прочих, текст, посвященный именно ему. Вячеслав Куприянов признался, что текстов о козлах, сиречь – о козерогах, в его активе нет, и невольно сделал реверанс в сторону грядущего весною вечера Овнов, озвучив ряд произведений, объединённых темой другого рогатого животного — барана. Максим Амелин спроецировал Козерога в античность. Завершала чтения (на столь же высокой ноте, что и начавший их Вишневецкий) Наталия Черных. Она же, вспомнив свои юношеские занятия астрологией, о которых большинство слушателей не подозревали, вступила в краткую, но содержательную полемику с Екатериной Дайс. Этим вечер, подобно зодиакальному кругу, был изящно замкнут.
С точки зрения Водолея, каковым является ваш покорный слуга, вечер получился камерным, необычайно приятным, и сочетанием жанров и стилей напоминал домашнее музицирование позапрошлого века. Правда, в отличие от домашнего музыкального салона, большинство выступавших были авторами известными, не новичками в литературе.
Обсуждая по пути из «Проекта ОГИ» дальнейшие возможные циклы вечеров подобного рода, мы с некоторыми из слушателей предположили, что по завершении зодиакального цикла подойдет очередь гороскопа друидов. Богатство открывающегося выбора, который включает, например, такие деревья, как лох серебристый, поразило нас. Будем с нетерпением ждать следующих «зодиакальных» мероприятий в «Проекте ОГИ».
Геннадий Каневский
Заметки о зодиакальных чтениях. Рыбы
По обыкновению, зодиакальные чтения, ведомые Игорем Сидом и Екатериной Дайс, происходят уже в следующем знаке. Так что Рыбы, знак обширный и двойственный, заняли часть территории Овнов. И очень уютно на ней расположились.
Вечер получился менее структурный, чем предыдущие, но гораздо более органичный. Возникало чувство, что авторы и слушатели собрались просто потому, что им захотелось собраться: именно сегодня, именно в этом месте — и именно в это хрупкое, хрустальное время: небольшой морозец, темнота, Проект ОГИ. Никого не волновало, сколько кто стихов читает и долго ли, и когда буду выступать я, а когда тот-то или та-то. Структурные моменты, создающие напряжение (как благоприятное, так и неблагоприятное) были смыты, но для данного вечера они и не особенно нужны были. Вечер шёл волнами. Слушатели ловили рыб, а рыбы уходили и приходили, повинуясь только ведомым им импульсам. И в этой органичности было
Участвовали: Аркадий Штыпель, Александр Левин, Игорь Лёвшин, Всеволод Емелин, Валерий Нугатов, Полина Андрукович, Марк Шатуновский, Юрий Цветков. Пытались мистическим образом вызвать уехавшего в Сочи Андрея Таврова, но порвалась сеть, и царь-рыба ушла.
Первым выступал Аркадий Штыпель — показал образец поэта-рыбы. Как известно, астрологический возраст расцвета способностей для зодиакальной рыбы — за 50 и выше. Штыпель посылал в слушателей весёлые и прохладные весенние волны, чуть покачиваясь, как бы стоя на палубе. Не хватало его известной трубки, чтобы сравнить с гриновским персонажем. Берет, морской шарф, который, кажется, вился за ним, когда уходил.
Александр Левин прекрасно прочитал стихи (отчасти похожие на тексты его песен), но затем исчез, утащив с собою и Штыпеля. Или Штыпель утащил за собою в неведомую пучину Левина — кто их, рыб, знает.
Но вскоре после ухода Штыпеля и Левина появился Емелин. Подхватил волну старших рыб.
Полина Андрукович представила как новые стихи, так и стихи из книги, вышедшей в «Русском Гулливере» — «В море одна волна». И напоминала талисман Рыб — александрит, кольцо с которым, как оказалось, было на её пальчике. Стихи Полины переливались разными оттенками, переходили из регистра в регистр, из тональности в тональность — сохраняя свой драгоценный блеск.
Выступление Валерия Нугатова было кратким и, конечно, блестящим — поэт-рыба, как и полагается высокоинтеллектуальной рыбе, наделённой морем юмора, сумел в одном стихотворении отразить окружающий нас океан. Нугатов прочитал балладу о поэтах, которые исчезают, едва одарив слушателя своим присутствием. Вспомнилось самое начало вечера — двое исчезнувших поэтов.
Марк Шатуновский представил длинную, почти библейскую, притчу о египетских кирпичах. Кладка стихотворения вздрагивала на поворотах строф; автор волновался, отчего притча перешла в качество рассказа с продолжением, а потом — в настоящие психоделическое путешествие.
Хотелось бы особенно отметить выступление Всеволода Емелина. В рыбе, как в капле воды, отражается мир, в котором она живёт. Емелин сумел выразить эту идею отражения с предельной точностью и почти наивностью. «Я теперь не пишу стихов, только новости» — говорил рассказчик внутри стихотворения. Автор, кажется, смог бы присоединиться к мнению рассказчика. Но важно то, что сквозь эту полупечальную сводку плохой погоды (вспоминается «Радио плохих новостей» Нугатова) просматривалось (как в зеркале, через воду) изумлённое лицо Неведомого, возникал холодок грозной тяги.
Стихи Игоря Лёвшина и Юрия Цветкова встретили самый тёплый приём.
Рыба много размышляет о смерти. Без преувеличения можно сказать, что большинство прочитанных на вечере стихов было о смерти. О её предощущении, о готовности или не готовности к ней.
Сид перед началом вечера поведал мне страшную тайну десяти тысяч рыб. В течение вечера напоминал настоящего рыбака: клюёт, клюёт! Атмосфера (наверно, водная), созданная рыбами, была на удивление глубокой и благожелательной.
ЧНБ
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ОВНЫ
Как гласит гороскоп: «овны растрачивают свои недюжинные силы на проблемы, не стоящие выеденного яйца». Вот и в этот раз они собрались позаниматься всякой ерундой – стихи, видите ли, почитать. Несмотря на зияющие в кворуме дыры в лице отсутствовавших овна Ивана Ахметьева и овна Владимира Строчкова, овны присутствующие выступили с энергией и неутомимостью, присущей этому зодиакальному типу.
Роли разнообразных овнов исполняли: Елена Горшкова, Борис Кочейшвили, Дарья Суховей, Алексей Тиматков, Андрей Чемоданов, Александр Шишкин (Россия), Дэвид Вонсбро (Австралия) Мария Тиматкова (США). Стихи нельзя пересказывать, только некие отрывочные впечатления, создавшие уникальную атмосферу этого действа. Однострок Кочейшвили «За баром бар» как бы задал тон мистерии, в которой бас Андрея Чемоданова, столь густой, что в нем тонули более высокие частоты и даже некоторые слова его стихов, перемежался русским песенным фольклором из Северной Америки в исполнении Марии Тиматковой и английскими верлибрами Дэвида Вонсбро, которые были бы совсем понятны даже мне, читай он немного медленнее, но все равно это было в кайф.
Овен-издатель, овен-литературовед, овен-редактор, овен-бард – и все читают стихи. Нет смысла раздавать медали и устраивать гонки за лидерство. Гораздо интереснее наблюдать, как произвольный формальный принцип, нечто вроде случайной рифмы, организует созвездия, никогда без него не возникшие бы. У столь разных и интересных поэтов просто не нашлось бы повода для совместных чтений.
Ну а потом, разумеется, неформальное общение, во время которого праздновали день рождения Чемоданова, пили здоровье всех овнов, агнцев и агнесс, и восхитительная концовка тоста, произнесенного Борисом Кочейшвили: «…и подлец тот, кто не выпьет за это до дна!»
ВГ
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: БЛИЗНЕЦЫ.
Записки ведущей
Проект «Зодиакальные чтения» создан Екатериной Дайс и Игорем Сидом. Согласно концепции, каждый вечер проекта — собрание авторов, объединённых астрологическим периодом. Вечер писателей и для писателей. Так что слушатели предполагались, но были не обязательны. Вечер знака Рыбы, кажется, прошёл именно так.
В конце января, на открытии, к проекту присоединилась я, несколько разыграв Сида, показав ему дату рождения в моём паспорте. И неожиданно получила возможность выступить. Причём, в двух качествах: как поэт и как эксперт-астролог. Астролог, честно говоря, из меня плохой. В самом начале 90-х даже спала с эфемеридами под подушкой. Хотя по замечанию Марка Алданова в одноимённом романе ( «Астролог») для того, чтобы хорошо владеть этим странным ремеслом, достаточно помнить свой гороскоп и на него ориентироваться.
Что сразу обратило на себя внимание. Авторы чётко разделились на две части. Одни охотно рассказывали о своём отношении к знаку и дате рождения, другие — нет. Но и тех, и других смущало, видимо, то, что любое объединение предполагает поиск типического, а терять уникальность не хотелось. Мне было интересно, как и кто решит этот вопрос: выйти из заданных границ (скажем, астрологического знака), чтобы обрести уникальность нового уровня.
Близнецы справились с этой задачей все и очень легко. Было ощущение, что разлетелись вверх чуть подброшенные разноцветные яркие шары. Состав был сильным и плотным. Наталья Горбаневская, Сергей Ташевский, Кристина Зейтунян-Белоус, Александр Макаров-Кротков, Ольга Иванова, Павел Жагун, Виктор Махараджа, Ольга Машинец. Всего девять человек. Время выступления предполагалось небольшое. Так перед читающими стояла сложная задача: чтение стихов и устное эссе «Я и мой знак». На удивление, почти все Близнецы свой знак любят и ценят.
Вечер открыла Ольга Иванова, она же была front-lady. В тот же день, 22 мая, родился и Павел Жагун. Позже среди авторов обнаружилось ещё два человека, родившихся в один день: Наталья Горбаневская и Александр Макаров-Кротков (26 мая). Это действительно был вечер Близнецов.
Яркое, драматичное выступление Ивановой оттенило тихое медитативное выступление Павла Жагуна. Среди прочитанных им стихотворений было — памяти Алексея Парщикова. Который по знаку — тоже Близнецы. И Ольга Машинец открыла своё выступление именно стихотворением Парщикова. Гостья из Франции Кристина Зейтунян-Белоус прочитала словесные опыты, в которых ажурная академичность умело размещена в довольно брутальном авангардном крое. Сергей Ташевский был неотразим, ему почти не нужно было микрофона. Это было в лучшем смысле авторское чтение — чувствовалась монотонная и жгучая сила. Наталья Горбаневская напоминала комету: стремительно вошла, послала в пространство острые лучи стихов. Белёсый гибкий силуэт Ольги Машинец был исполнен света и тонкой грусти. Виктор Махараджа прочитал стихи, вызвавшие ассоциации с электронным панком. Хотя внешность напоминала о парнях с гитарами из Америки шестидесятых.
Выступление Александра Макарова-Кроткова слушателями не было вполне оценено, а зря. Оно состояло, кроме стихов, из нескольких сымпровизированных устных мини-эссе мемуарного характера. Так что слушатели были свидетелями создания текстов из воздуха. Мини-эссе продолжали темы стихов и развивали их.
Слушателей собралось на удивление много для конца июня. Сообществу «Периферия» надо отдать должное: пришли все, поддерживали Ташевского. Было удивительно наблюдать, как авторы чувствуют друг друга, как тонко ощущают происходящее. Мне порой становилось неловко: а вдруг я порву эту солнечную паутину. Это был вечер единства непохожих. Есть такое понятие: коллектив одиночек. Возможно, так он и выглядит.
Наталия Черных
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ЗНАК РАКА
Записки ведущей
Июльская жара, безусловно, способствовала критичному настроению. Большинство авторов иронизировали над своим знаком и надо всем вокруг вообще.
Иван Андреевич Крылов сказал: рак пятится назад. Вечера Зодиакальных чтений располагаются в конце месяца, в следующем знаке, чтобы среди авторов не было того, чей день рождения ещё не наступил. Рак перевернул всё с ног на голову. Вечер состоялся четвёртого июля, в день независимости США. И в день рождения поэта Михаила Вяткина, которого и поздравили в конце.
По количеству авторов июльский вечер был впереди всех остальных. Пятнадцать человек! Так и хочется вспомнить: пятнадцать человек на сундук мертвеца. Бутылка рома предполагалась. Публики, как и читающих, было больше, чем на других вечерах. Душно теснились в проходах. Получилось — летнее полнолуние поэтов. Очень шумное полнолуние.
Участвовали местного и не очень значения звёзды: Станислав Львовский, Линор Горалик, Андрей Сен-Сеньков, Олег Асиновский. Это были своеобразные шкиперы рачьего судна. В полном составе пришёл «Алконост» — выступала Ольга Нечаева. Так небольшая команда опытных мореходов вливается в огромный штат океанского лайнера. Нечаева и открыла вечер. Из молодых авторов — юнги — были Галина Рымбу, Андрей Егоров, Александра Бабушкина, Юрий Угольников. Был приглашён и Василий Бородин, но он концептуально отказался, заявив, что среди раков должен быть хоть один рак-отшельник.
Кроме названных выступили: Михаил Вяткин, Игорь Жуков, Константин Рубахин и Юлия Качалкина. Предполагался Дмитрий Бак, но и он, видимо, пожелать быть раком-отшельником.
Первое и последнее выступление мне показались наиболее значительными и содержательными. Ольга Нечаева не только прочитала прекрасные стихи (в её стоической манере, с чёткой метрико-рифмической организацией). Она очень мило рассказала про свои отношения с луной (которая, как говорят астрологи, покровительствует знаку Рака). Получилось трогательное устное эссе. Галина Рымбу, завершавшая вечер, принципиально ничего не сказала, а только прочитала стихи. Но экспрессивная, эмоциональная манера чтения и богатые интонации передали несказанное — лучше слов.
Вечер проходил под знаком речного флота. На Галине Рымбу была свободная блуза, сеткой. Станислав Львовский напоминал Дон-Кихота в порту. Рассеянно копался в огромном рюкзаке (и почти туда спрятался), наконец, достал нетбук. Читает Львовский прекрасно: тихо и очень внятно, так что портовый шум, сопровождавший авторов на протяжении всего вечера, несколько унялся.
Константин Рубахин спешил с бала на корабль, и потому читал вне очереди. Надо сказать, что порядок чтения хронологический, по солнцу. Тексты Рубахина глянцево отблёскивали, как фотографии.
Выступление Игоря Жукова было как всегда артистичным и ироничным. В той же тональности выдержали свои выступления и Юлия Качалкина, и Юрий Угольников, и Андрей Егоров, тексты которого я слышала впервые.
Линор Горалик безусловно была front-lady вечера. Она вполне выразила общее критическое настроение фразой: «Мы все родились под ноябрьские праздники, а на наши дни рождения все разъехались на каникулы». Читала отрывки из недавно вышедшей книги «Устное народное творчество жителей сектора Ада М1».
Выступление Михаила Вяткина, возможно, в формате данного вечера было идеальным. Он читал недолго, но создалось впечатление, что долго. Настолько точно были выбраны тексты и удачно поданы.
Олег Асиновский пришёл едва ли не к завершению чтений, как и полагается морскому волку. Читал новые тексты. Пытался объяснить (стихами) нечто о луне и церкви, и прочем, в своей манере, но не все услышали.
Если для астрологов луна управляет знаком Рака, то в христианской символике луна — действительно символ Апостольской церкви. В Древнем и средневековом Риме, где языческие символы были хорошо адаптированы христианством, луна называлась «волчьим солнцем» и служила светилом-иконой Пресвятой Девы Марии, Богородицы, в которой новообращённые римляне, возможно, ещё видели древнюю Волчицу.
Наталия Черных
Цари и артисты
Львы, выступавшие 5 сентября 2011 года на очередных «Зодиакальных чтениях», оказались настолько разными, даже для этого цикла, часто объединяющего непохожих авторов, что незнакомый с концепцией вечера слушатель мог бы удивиться: что собрало их вместе?
Уже среди заявленных львов намечались резкие контрасты: Татьяна Данильянц, Анна Логвинова, Вадим Месяц, Антон Нестеров, Алексей Прокопьев, Сергей Соколовский. Однако реальный состав выступавших был несколько иным: Татьяна Данильянц, Антон Нестеров, Лилит Мазикина, Алексей Колчев, Алексей Прокопьев, Сергей Соколовский.
Различие осознавалось и самими участниками: Лилит Мазикина, читавшая после верлибров Татьяны Данильянц, после мрачно-иронических стихотворений Алексея Колчева, отметила, что ее выступление будет иным — и действительно предъявила публике несколько жизнерадостных метрических вещей. Антон Нестеров и Алексей Прокопьев порадовали не только своими текстами, но и переводами; Сергей Соколовский — короткой прозой, сравнимой по точности и лаконичности с афоризмами.
Хотя, в пику сложившейся традиции, никаких теоретических обобщений о роли Львов в литературе не последовало (после окончания чтений собравшиеся сразу перешли к неформальному общению), все же одно обобщение можно предложить.
Татьяна Данильянц — не только поэт, но и кинорежиссер, художник и художественный критик. Алексей Прокопьев и Антон Нестеров известны и как поэты, и как переводчики. Лилит Мазикина — специалист по цыганской истории и культуре, покорившая немало сердец зажигательным цыганским танцем. Алексей Колчев — поэт, в прошлом участник музыкального проекта Majdanek Waltz, ныне организатор ряда литературных вечеров в Рязани. Из всех участников только Сергей Соколовский верен одной прозе.
Получается, что Львы — люди разносторонние, их таланты не ограничиваются одной сферой деятельности. Видимо, недаром родившиеся под знаком царя зверей считаются «артистичными натурами».
Елена Горшкова
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ЗНАК ДЕВЫ
Записки ведущей
Вечер состоялся 27 сентября - весь московский литмир готовился к бьеннале поэтов, и ему было не до Дев. Однако, против ожиданий, островок тишины и спокойствия (как ком масла в бидоне молока) всё же возник. Слушателей было — столько же, сколько и Дев, чем и отмечено осеннее равноденствие. Последний день которого, кстати, пришёлся именно на 27-е.
Состав и количество участников вечера — в чуть напряжённой гармонии; так что весь вечер — попытка преодолеть привычную форму читалок. Из-за неполадок с микрофоном тут же возникла легенда: если к микрофону подходит Дева, он начинает шуметь. Электромагнитный знак.
Состав участников прекрасный: Наталия Азарова, Данила Давыдов, Вадим Калинин, Татьяна Нешумова, Ольга Сульчинская, Андрей Черкасов, Александр Маниченко, Анастасия Романова.
Чтобы сообщить вечеру дополнительную мощность, я придумала читать перед каждым выступлением строчку — found-poetry — из «Астрологии личности» Дэйна Радьяра. Получались (хотя и не всегда) поразительно точные попадания.
Первым выступал Данила Давыдов. Говорил о том, что видит в знаке Девы гармонию, а не усреднённое значение, как принято считать. Дева, по его мнению, не теряется в волнах метафизики как Рыба, и не давит авторитетом, как Лев. А так же чужда рациональности Весов. Как бывший астролог, могу не согласиться, но меня тронуло тёплое внимание к своему знаку.
Созвездие Девы — едва ли не самое красивое созвездие Зодиака. А навигационная звезда Спика, альфа Девы, известна была ещё пещерным людям. По одной из астрономических легенд, Земля располагается в левом рукаве Девы.
Стихи Давыдов выбрал — из обоих рукавов. Частью — из книги «Марш людоедов», недавно вышедшей в НЛО, частью — из тех, что в книгу не вошли. Это выступление и задало тон вечера.
Александр Маниченко показал принципиально новый подход и отношение к стиховой культуре, что должно было бы шокировать старших поэтов. Рассыпающийся мир — рассыпающегося стиха — держится на одной небольшой и прохладной волне чувства, и пока оно есть, мизантропические проявления (возможно, с точки зрения автора — и жизнерадостные) наполнены смыслом и обнаруживают скрытую филантропию. Дева, как говорят астрологи, знак экстравагантный.
В том, как поэты выступали, как сменяли друг друга, как разговаривали после вечера - много милой церемонности, викториански трогательной. Однако Дева (по выражению Ольги Сульчинской) — знак, смотрящий в зиму. Деве необходимо мужество — впереди суровые времена.
Выступление Андрея Черкасова интересно как и внешним видом автора (он всегда казался мне немного dandy), так и небольшими фрагментарными текстами, вполне сопоставимыми с его фотографиями. Эти качества — причудливость и разносторонность — часто не предполагают особенной глубины и мощи, но в сумме дают оригинальность.
Татьяна Нешумова — кротко, но вызывающе — говорить о своих отношениях со знаком отказалась. Зато прочитала прекрасные стихи, которые, на моё ухо, много лучше тех, что я знала у неё. В этом выступлении было
Анастасия Романова раскрыла мир дерзкий, несущийся на огромной скорости, расколотый — но эти осколки ещё не разлетелись в разные стороны. Мятущиеся, тревожные и нежные стихи — эмоциональная манера чтения.
Выступление Ольги Сульчинской, несомненно, было очень ярким, хотя и несколько резким. Она с жаром, довольно долго, как и Давыдов, говорила о том, что для неё значит знак Девы. Получилось темпераментное устное эссе. Однако в адресованной ей строчке found-poetry «Мери и её маленький ягнёнок» не узнала ни старинной песенки, ни цитаты из Марка Твена. Стихи Сульчинской очень выигрывают в её исполнении.
Выступление Вадима Калинина напоминало моноспектакль. И очень соответствовало известной притче о мужчине, родившемся под знаком Девы. По ошибке или в темноте: девочка, маленькая моя… Ответ: сейчас-сейчас. И на голову незадачливого искателя приключений опускается железный кулак Девы. Калинин читал поэму. Однако на середине неполадки с микрофоном приобрели статус art-sound high-class: он взбеленился и закричал сам собой, что неожиданно удачно дополнило выступление.
Наталия Азарова могла бы участвовать в двух вечерах, так как родилась на границе Девы и Весов. Но предпочла Деву. Мир её стихов — мир глубокий и чувственный, раздражающий. Эти стихи можно не любить, можно ненавидеть или считать шарлатанством, но равнодушными они не оставят. Астрологи считают, что в Деве есть смелость, которая позволяет ей поднимать вопросы, которые ни один другой знак поднять не решится.
После окончания выступлений авторы охотно беседовали друг с другом относительно стихов, что на других вечерах Зодиакальных чтений случается не так часто. Словесная аура окутывала весь вечер целиком.
Наталия Черных
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ВЕСЫ
Записки ведущей
Участвовали: Александр Ожиганов, Виктор Коваль, Ирина Василькова, Татьяна Милова.
Октябрь — фактическое начало литературного сезона. Несмотря на оживление на других площадках, Проект ОГИ 26 октября отнюдь не пустовал. Авторы слушали друг друга, а я прослушивала всех, и ещё надо было устанавливать связи между разными, как и полагается Весам, концептами.
Октябрь для русской поэзии месяц благодатный. В октябре родились Цветаева, Есенин, Велимир Хлебников и Георгий Иванов. Последние — под знаком Скорпиона. Однако история говорит, что Весы — часть знака Скорпиона, выделенная Октавианом Августом в личное пользование. Замечательное стихотворение Александра Ожиганова «Змееносец» засвидетельствовало верность этого предания. Ведь Скорпион — огромное древнее созвездие, со временем разделённое на Весы и собственно Скорпиона, находящегося между Жертвенником и Змееносцем, и только частью примыкающего к Стрельцу.
Весы — несомненное украшение земного неба, «голубой алмаз», как говорят о нём учёные. Основные звёзды – α Весов, Зубен эль Генуби ( «Южная клешня») -- визуально-двойная; β Весов, Зубен эль Шемали, ( «Северная клешня»); γ Весов, Зубен эль Акраб ( «Клешня скорпиона»). Созвездие видимо в наших средних широтах весной, в мае. Поэт может созерцать в небе две светящиеся чаши (двойная звезда — главная звезда Весов) и взвешивать на них свои рифмы. Надо отметить, что авторов на нынешних чтениях, как и светил в созвездии, было четверо.
Весы находятся под покровительством Венеры. Но представляют иной её лик, нежели Телец. Если Венера Тельца, как говорят астрологи, дарит своим подопечным художественные идеи, то Венера Весов — умение управлять этими идеями, интегрировать их в культуру и закреплять в ней. Послушав стихи согласившихся участвовать в вечере авторов, можно было увериться в правильности этой мысли.
Весы очень волнуются, пока не найдут эталон, не найдут уверенности, что всё в том, что происходит вокруг, справедливо, и что они сами — правы. В мировой художественной литературе есть пары персонажей, вполне выражающие идею Весов: Дон Кихот и Санчо Панса, Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак, Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Авторы, читавшие свои стихи, тоже заметно волновались, однако никому не изменило чувство меры. Все выступления отличались изяществом и щеголеватой опрятностью, за которыми, однако, чувствовались огромные эмоциональные волны: «где вдохновенье хранят как в термосе — с этой безмерностью в мире мер!» (МЦ). Весы стремятся к безмерному, к бесконечному, хотя и считаются знаком рациональным. А поэт сочетает в себе неведомым образом практичность и альтруизм.
Первым выступал Виктор Коваль с небольшой поэмой «Глухарь» — острой и ироничной. Тут же мне вспомнились Аристофановы «Птицы». Так задана была античная тема, которая и развивалась в течение вечера. Коваль читает замечательно. Его концептуальный глухарь оказался трогательным, но и едко-сатиричным.
Очень ценно в данном проекте умение авторов почувствовать друг друга, умение поддержать общую поэтическую беседу, развить и вовремя закончить общую тему. Авторы, читавшие на октябрьском вечере, справились с этой задачей прекрасно.
Стихи Александра Ожиганова напоминали небольшие печи, внутри которых бушевало пламя, а поэт доставал их них прекрасные вещи: оружие, украшения. Античные темы и образы развиты у Ожиганова в эпическом, почти трагическом ключе. Анахарсис сменил Аристофана.
Татьяна Милова раскрыла идею в женском регистре. В её небольшом устном эссе возник образ Фемиды: строгая богиня держит в левой руке весы, а в правой — меч. Весы, как рассказала поэтесса, знак бескомпромиссный. Мне вспомнилось одна моя знакомая, родившаяся под знаком Весов. Ей довольно часто снилась война. Для вечера Милова выбрала стихи разных лет, насыщенные метафорами. Ювелирные инсталляции в словесности — так я определила бы её почерк.
Выступление Ирины Васильковой несло светлый элегический покой; в стихах слышалась чуть сиплая древняя свирель. В рассказе Ирины о том, как она видит Весы, спонтанном — всё же чётко проступили два тезиса — две чаши. Первый — у каждых Весов есть своя мера, и второй — Весы всегда оставляют себе образец материала, с которым пришлось столкнуться, на память. Поэтесса неравнодушна к культуре Ближнего Востока, а кроме того — она географ, и ей очень понравилось, что основные звёзды созвездия названы арабскими именами. Одно из прочитанных ею стихотворений вполне передавало сладкую тоску Востока.
По времени вечер не был ни слишком коротким, ни затянутым. Тот случай, когда будто кто помогает вести: не было ни внезапного торможения, ни торопливости. Один из самых приятных вечеров «Зодиакальных чтений».
Наталия Черных
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ЗНАК СКОРПИОНА
Записки ведущей
«Зодиакальные чтения» — проект, повторяющий фактуру одного из своих создателей: Екатерины Дайс. Екатерина родилась 29 октября, под знаком Скорпиона. Астрологи уверяют, что эта часть неба воспитывает в характере своих питомцев желание всё проверить на прочность и постигнуть глубину вещей. Такие амбиции, да ещё в сочетании с утончённой нежностью, приводят к конфликту внутри самого Скорпиона. Символ смерти, но и возрождения. Прежде всего — Скорпион проверяет на прочность себя.
В подготовке вечера мне довелось приобщиться к характеру Скорпиона. И, наконец, сформулировать характер самого проекта. Каждый вечер возникает, как феникс, из пепла. Накануне начинаются накладки, поначалу настолько ужасные, что хоть переноси мероприятие. Однако отступать поздно: вечер назначен, письма разосланы. Ближе к началу выясняется, что всё отнюдь не так плохо, а скорее что и хорошо. Когда вечер начинается, страхи остаются позади. Авторы слушают стихи друг друга, знакомятся (важная составляющая проекта), а слушатели безмятежно купаются в поэтических токах.
В случае со Скорпионами все было совсем плохо. Большинство приглашенных по тем или иным причинам, явиться не смогли. На подступах к Потаповскому получила последнее сообщение: болею, не приду. Итого, авторов осталось всего трое. Настолько разных, что будь у меня менее взбудораженное состояние, я бы задумалась, а стоит ли вообще проводить вечер. Но Скорпион умирать не собирался.
За день-другой до мероприятия — письмо от Владимира Аристова, сообщившего довольно любопытную литературную подробность. Оказывается, в восьмидесятых уже был подобный вечер! Назывался он «Скорпионовы братья», участвовали в нём Юрий Арабов, Александр Ерёменко и Владимир Друк. Друк созерцал панораму Нью-Йорка, и я беспокоить его не стала. Телефон Арабова не отвечал. Александр Ерёменко присутствовал в моей сумке стихами, и я решила начать вечер именно с них.
Так — внезапно и уместно — возникла любопытная историко-литературная параллель. «Скорпионовы братья» существовали ещё до клуба «Поэзия» и, как говорит история, ещё до слова «метаметафористы». Но в их ломаных, электрических стихах было то, что на десятилетия определит существо современной русской поэзии. Возникла перекличка с вечером знака Близнецов, на котором прозвучало стихотворение Алексея Парщикова.
Первой из приглашённых авторов выступила Марианна Гейде. Она читала не стихи, а прозу: прелестные небольшие рассказы, красота и поэтичность языка которых почти совершенна.
Вторым выступал Григорий Петухов. Стихи вызвали в памяти архитектуру начала двадцатого века с фантастическими вкраплениями сталинского барокко: чёткие полновесные линии ритма, экстравагантный декор рифм, лукавые мордочки метафор. Однако тяжести в этом массивном здании (посмотри вверх — голова закружится) не чувствовалось. Отчего общее впечатление было — как от акварельного рисунка: размыты границы картинки. Будто так и надо, будто художник задумал эти пятна, недосказанности, пробелы…
Ирина Перунова известна в мире современной русской поэзии немногим, но её стихи вызывают однозначно тёплое чувство. Тем удивительнее был выбор поэтессы. Она вывела на сцену пронзительно живой кукольный театр, в котором старая актриса, аристократично поднимающая стопочку, разговаривает с кожистой кошкой-сфинксом. Тональность подборки несколько меланхоличная, сумрачная — как и положено воспоминаниям. Поэтессе удалось донести щемящее чувство: лучше не тревожить попусту милые тени — но как без них?
Самый скупой по количеству авторов вечер, но по насыщенности чувства и переживаний — едва ли не самый плотный. Не знаю, испытали ли авторы безысходное одиночество поэта — но мне отсутствие премированных звёзд отнюдь не мешало. По окончании вечера собрались, как древние охотники у огня, и долго беседовали.
Наталия Черных
ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ЗНАК СТРЕЛЬЦА
ОХОТНИКИ НА СНЕГУ
Записки ведущей
Вечер Стрельца ( «Зодиакальные чтения») прошёл, как ему и полагалось: с большой долей неожиданности. Можно было предполагать, что
Во-первых, среди публики было какое-то количество людей вовсе нелитературных. Они фотографировали, записывали и всячески выражали свои эмоции по поводу происходящего. Кто они, не знаю.
Во-вторых, рулетка была и действовала. В центре стола-кафедры в нужный момент возникла пепельница с некоторым количеством плотно свёрнутых фантов, в которых – имена выступающих. Каждый стрелец выбирал следующего, вытаскивая фант. Первый выстрел выбирал второй выстрел. В том, как располагались номера выступающих, было нечто мистическое.
В-третьих, пришёл (и дважды читал стихи) Сергей Круглов, редкий в Москве гость. Его мягкое и мощное присутствие придало камерному вечеру почти аристократический тон. Круглов выступил в начале (он же вытащил первый фант) и в конце вечера, таким образом, обрамив его собою. Отец Сергий родился в конце июля, под знаком Льва. И его смелое появление в компании «охотников» было символично. В одном из стихотворений Круглова обыгрывается сюжет «Охотников на снегу» Питера Брейгеля-младшего.
Дмитрий Кузьмин появился аккуратно в момент, когда назначено было его выступление, и был даже роскошен. Читал свои стихи и переводы из украинского поэта Олега Романенко, тоже родившегося в декабре. Центром вечера стало выступление Константина Кравцова. Кроме прекрасных стихов — мудрое и ненавязчивое устное эссе о символике и, в частности, о символе Стрельца. Выступление Александры Киселёвой придало «мужской» компании изысканность и экстравагантность. Я ограничилась found-poetry и стихотворением Алексея Корецкого, родившегося 19 декабря. Было бы странно читать стихи на вечере, который веду.
Таким образом «отстрелялись». Завершили год. Чистим оружие — в новом году оно еще понадобится.
Наталия Черных
Несмотря на то, что Стрельцы уже отстрелялись, цикл был бы неполным без еще одного, тринадцатого вечера, посвященного «неканоническому» знаку Зодиака – Змееносцу. Тринадцать – неудобное число, нарушающее гармонию круга, и это одна из причин исчезновения созвездия Змееносца, которое располагается между Скорпионом и Стрельцом, из зодиакального круга. Однако астрологи, признающие существование тайного знака, говорят о его особых, мистических свойствах.
Поэты-Змееносцы выступят 31 января на 13 –х Зодиакальных чтениях вместе с другими авторами, которые в течение года не смогли участвовать в вечерах собственных знаков по разным, возможно, что и мистическим причинам.
29.01.2012, 5544 просмотра.