29 мая в магазине «Книги в Билингве» прошла презентация книги Фаины Гримберг «Четырехлистник для моего отца». Это наиболее полный на сегодняшний день сборник стихотворений поэта, вобравший тексты разных лет.
Среди публики почти не оказалось людей «посторонних», по-человечески так или иначе не близких Фаине Ионтелевне: поэты Наталья Азарова и Мария Ходакова, поэт, писатель, актер Михаил Занадворов, художник и поэт Андрей Гаврилин… Преобладание «своего круга» в данном случае – факт вовсе не сентиментальный, а концептуальный: имена друзей и близких окутывают поэтическое творчество Фаины Гримберг, уравнивая в подлинности как бы реальное и как бы вымышленное.
«Реальные» люди могут обитать внутри текста, им посвященного, – как Мария Ходакова и Михаил Занадворов, угадываемые в персонажах «Простого стихотворения про четверостишие». Стихотворение «Чувствительный волгарь» так же распространяется за собственные пределы, но уже через разные каналы: само оно вдохновлено картиной Андрея Гаврилина, а рефрен «Город – русский Брюгге» цитирует повесть Бориса Пильняка «Красное дерево» (и в повести, и в стихотворении речь идет об Угличе).
Стихотворения Фаины Гримберг построены по образу снов. Но только сон берется не в романтизированном о нем представлении, а опять же доподлинно, честно, «как есть». Сны ведь крайне редко содержат откровенную небывальщину, фантастику. Точнее, именно небывальщины и не бывает, сон – это всегда то, что было, но не совсем как было. Реальные люди и реальные факты
Но эти как бы сны – сны «культурные». Они снятся эпохам, мифам, дискурсам, и те начинают их пересказывать… Но тут уже вотчина рецензии.
О сюрреализме (каковой ярлык так сюда и просится), надо говорить с осторожностью, поскольку сюрреалистическое искусство предполагает напористое, даже агрессивное утверждение произвольного и неожиданного, которое Гримберг дает приглушенно, в более близких настоящему сну пропорциях. Здесь все ненавязчиво, исполнено внутреннего достоинства и при этом «не от мира сего»: ирония, пастиш – и щемящая прямота, то игра в «наив», то почти юродивость.
Возвращаясь же к самому вечеру, хочется сказать: он был полностью адекватен представленной книге. К сожалению, ни объяснить, ни доказать тут ничего невозможно.
Марианна Ионова
07.06.2012, 5448 просмотров.