Данилов не Данилов
Когда в августовском номере «Октября» мне встретился «Днепропетровск» Дмитрия Данилова, я был в полной уверенности, что передо мной либо новый рассказ, либо путевые заметки. Однако щелкнув левой кнопкой мыши название текста, обнаружил на сайте «Ж.З.» строчки столбиком и собственно подпись – «стихи».
До появления этой и последующих подборок стихов, Данилов казался мне стопроцентным прозаиком. Несмотря на глубинную поэтичность и «Горизонтального положения», и «Описания города», Дмитрий Данилов сверхпрозаичен – в его текстах нет лиризма, драматизма, трагедии. Зато есть монотонное описание действительности, похожее на сверхреализм. Именно его и любит читатель Данилова.
Долгое время он казался писателем для писателей – это касается «Чёрного и зелёного» и «Дома десять». Но оба романа показали, что аудитория Данилова несколько больше, чем профессиональные круги.
Сборник «И мы разъезжаемся по домам» выдержан в том же стиле, что и даниловская проза. Это своеобразные рефлексивные хроники бытия – и своего собственного, и социокультурного, и даже политического. И что особенно хорошо, Данилов умудряется добавлять заметную долю иронии к своей поэзии. Открываешь, бывает, какой-нибудь стих вроде «Поэт», готовишь себя к чему-то серьёзному и даже, быть может, надменному, а там своеобразный иронический каталог разных типов поэтического высказывания. И вот так сквозь слезы смеёшься и над «Динамо», и над «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» и др.
Каждый стих написан с какой-то свойственной исключительно Данилову любовью к глупости, со спокойным осознаванием бессмысленной неизбежности бытия. Это такая литература, которую читать надо – чтобы не задохнуться в потоке злобы и агрессии, чтобы ответить на какие-то вопросы. К примеру, долго думая о ситуации в Киеве и Одессе, сталкиваешься с понятным таким текстом «Украина – не Россия», где Данилов в довольно школьной манере объясняет, что и «Нью-Йорк – не Америка», и «Бумажка – это не самсунг», и «Василий – не Эдуард».
Вроде бы есть здесь и сегментация, и метрика, и ритмика, но от прозаического восприятия Данилова уйти очень сложно. Основные темы остались для автора теми же, что и раньше – это города ( «Всадник Грустной Фигуры», «Днепропетровск», «Балашиха»), состояния ( «Самый приятный вид опьянения», «Томим»). Изменилась только манера подачи. И то порой создаётся впечатление, что Данилов меняет форму и жанр художественного текста с такой же простотой, как средство коммуникации. Можем же мы написать друг другу личное сообщение в Фейсбуке, но от
Стоит также отметить, что само по себе название «И мы разъезжаемся по домам» очень подходит Данилову. Эта строчка, предположим, могла бы заменить формулировку «Горизонтальное положение. Сон». Её точно также можно ставить в конце каждой главы романа – хорошая такая строчка-точка. И мы разъезжаемся по домам.
Сергей Шпаковский
Спокойные стихи в тревожное время
5 мая в «Китайском лётчике Джао Да» состоялась презентация новой, дебютной поэтической книги Дмитрия Данилова. Тут, во-первых, можно сказать
Но мы так говорить не будем, хотя действительно следили и, в какой-то степени, действительно ждали. В общем, произошло некоторое мероприятие поэтического характера, издатель (Елена Сунцова) сказала несколько приветственных слов. Автор предисловия Данила Давыдов сказал несколько умных слов, даже не несколько, а довольно много, очень много слов, ну куда же столько, ну нельзя же так, ну дайте автору-то слово, ну зачем мы здесь собрались-то. Хотя можно и послушать, отчего бы и не послушать, когда умный человек говорит…
Данила Давыдов сказал: вот Дмитрий Данилов, вот постконцептуализм, вот всякое-такое и вот, наконец, «Ы» (так положено, про постконцептуализм и всякое такое). После этого уже Дмитрий Данилов прочитал некоторое количество стихотворений из новой своей книги: о посещении Мадрида и победе футбольной команды Динамо, про то, что Украина – не Россия, а Вася не Эдуард, что «я поэт, зовусь я Цветик» и т.д.
В конце состоялось обязательное в подобных случаях неформальное общение. Присутствовали друзья и поклонники Дмитрия Данилова, от коллег по Осумбезу Александра Курбатова и Всеволода Емелина до тружениц журнала «Октябрь» Елены Горшковой и Валерии Пустовой ( «Октябрь», кстати, тоже недавно опубликовал подборку стихотворений Дмитрия Данилова). Также посетили вечер Геннадий Каневский, Анна Золотарева, Лев Оборин, Дина Гатина, Игорь Яркевич, Игорь Гулин, Евгений Никитин, Екатерина Дайс, Юлия Качалкина, Юрий Коньков, Ольга Брагина, Ксения Чарыева и ряд других крупных и не очень крупных прозаиков, критиков, поэтов, журналистов, издателей, редакторов…
В общем, что я вам всех, что ли, перечислять должен? Пришли и пришли, могли бы и не прийти, хотя вот всё же пришли, значит, всё-таки это было для них важно, прийти: в не самый прямо скажем погожий день, в довольно прескверное время, когда в РФ и на сопредельных территориях народ уже основательно пришел в осатанение, а на просторах фейсбука вовсю идёт маленькая победоносная грызня… И вот пришли, значит, в этих вот текстах сообщается
Юрий Угольников
Айлурос, Презентация, Китайский летчик Джао Да
26.05.2014, 6700 просмотров.